Атомный ледокол «Якутия» завершил испытания и из Балтийского завода ОСК в Санкт-Петербурге отправился в порт приписки Мурманск
«Якутия» стала четвёртым по счёту ледоколом проекта 22220, построенным на Балтзаводе по заказу ФГУП «Атомфлот»

Универсальный атомный ледокол (УАЛ) «Якутия» проекта 22220. Фото: Объединённая судостроительная корпорация (ОСК). Источник: aoosk.ru
Универсальный атомный ледокол (УАЛ) «Якутия» проекта 22220 5 апреля 2025 года покинул достроечную набережную Балтийского завода Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), расположенного в Санкт-петербурге, и отправился в порт приписки Мурманск. Пройдя Балтийское море, Атлантику и Баренцево море, судно пришвартуется в порту в Кольском заливе, сообщает пресс-служба ОСК. По информации портала Mashnews, наблюдающего за ходом ледокола «Якутия» с помощью сервиса marinetraffic.com, к утру 7 апреля судно находится в Балтийском море в районе шведского острова Готланд.
До выхода в море специалисты завода и подрядных организаций с мая 2024 года проводили швартовные испытания, работы по физическому пуску ядерной энергетической установки, ходовые испытания; готовили ледокол к переходу. GoArctic, который следит за судами и судоходством на Северном морском пути, рассказывал, что 28 декабря 2024 года на «Якутии» был поднят государственный флаг. После этого судно вошло в состав атомного ледокольного флота России и день первого подъёма флага отныне будет судовым праздником ледокола.
Закладка «Якутии» состоялась в мае 2020 года, спуск на воду – в ноябре 2022 года, сообщало ИАА «ПортНьюс». Судно стало четвёртым по счёту и третьим серийным, построенным на Балтзаводе по проекту 22220. До этого построены и переданы заказчику, ФГУП «Атомфлот», головной ледокол «Арктика» и серийные «Сибирь» и «Урал».
Атомные ледоколы проекта 22220 типа «Арктика» (ЛК-60Я) – это серия российских универсальных двухосадочных атомных ледоколов. Аббревиатура ЛК-60Я расшифровывается как: ЛедоКол мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой. Ледовый класс – 9. На данный момент ледоколы проекта 22220 – самые большие и мощные в мире. Основная их задача – обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики. Корпуса ледоколов изготовлены из прочной, устойчивой к коррозии стали и защищены от образования наледи и налипания льда. УАЛ могут пробивать дорогу во льдах толщиной до 3 метров. Ядерная энергетическая установка «Якутии» состоит из двух водо-водяных ядерных реакторов «РИТМ-200», разработанных в России. Тепловая мощность каждого ректора составляет 175 МВт, срок службы — 40 лет.
Ледоколы проекта 22220 должны заменить устаревшие ледоколы, построенные ещё в советское время: «Вайгач», эксплуатацию которого планировалось завершить в 2023–2024 годах, но он ещё в строю и в марте отметил 36-летие поднятия флага; «Таймыр» – его собирались вывести из эксплуатации в 2025-2026 годах, но и «Таймыр», и «Вайгач» могут работать до 2030-х годов – на фоне нехватки новых мощных судов. В 2027-2028 годах ранее собирались вывести из эксплуатации ледокол «Ямал», а после 2035 года – «50 лет Победы».
В настоящее время на Балтийском заводе продолжается строительство ледоколов «Чукотка» и «Ленинград», а также многофункционального судна атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьев». В 2025 году будет заложен ледокол «Сталинград».
Основные характеристики УАЛ проекта 22220: мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде); длина габаритная – 173,3 м; ширина – 34 м; высота – 52 м; осадка – 10,5 м/9,03 м; полное водоизмещение – 33 540 т; назначенный срок службы - 40 лет.