Сейчас в Арктике:
Северное сияние

Борьба за кредиты: зачем «Росатому» нужны международные морские перевозки в Арктике

26 Ноября, 2019, 13:44
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Госкорпорация по атомной энергии готовится расширить сферу деятельности – «Росатом» планирует стать одним из крупнейших морских перевозчиков в мире, используя Севморпуть. Такая цель была сформулирована в презентации, подготовленной «атомщиками» для банков, сообщила на минувшей неделе газета «Ведомости». Причем «Росатом» хочет запустить морские перевозки уже в 2020 году. Зачем холдингу новое направление и готова ли корпорация к столь масштабному проекту в сжатые сроки? 

Не только оператор

Кроме работы непосредственно в сфере атомной энергетики, «Росатом» сегодня выполняет функцию инфраструктурного оператора, курирующего Северный морской путь. Главной задачей, которая стоит перед госкорпорацией, является увеличение к 2024 году до 80 млн тонн объема перевозок по северной водной магистрали. К слову, с января по ноябрь 2019 года через СМП прошло всего 26 млн тонн грузов.

Но планы у госкорпорации еще более грандиозные, чем прописано в майском указе президента, – в качестве перевозчика «Росатом» намерен взять на себя грузы из Юго-Восточной Азии в Европу, а именно «перехватить» часть товаров, которые сейчас следуют по южным маршрутам: через Тихий и Индийский океаны, Суэцкий канал, Средиземное море и Гибралтарский пролив, пишет издание. Объем перевозок в год должен составить порядка 72 млн тонн грузов, из которых 43 млн тонн – контейнерные грузы (это столько же, сколько перевез в 2018 году лидер сегмента – датская компания Maersk).
Среди основных преимуществ перевозок по северному маршруту в холдинге называют сокращение времени в пути – примерно на 10-32%, когда речь идет о доставке грузов из крупнейших азиатских портов (Гонконг, Йокогама, Пусан, Шанхай) в порты европейских стран (Гавр, Гамбург, Копенгаген, Роттердам).

Согласно плану, представленному в презентации, морские перевозки должны быть запущены 2020 году. При этом уже к 2023 году выручка по данному направлению должна составить около 700 млн долларов в год, до 4 млрд долларов к 2025 году и 5,6 млрд долларов к 2026 году.

Однако для начала в проект, конечно же, придется вложить не менее впечатляющие суммы – около 6,97 млрд долларов, из которых 5,76 млрд долларов пойдет на строительство современных грузовых судов, а оставшаяся сумма пойдет на модернизацию портовой инфраструктуры. Собственные средства «Росатома» составят лишь 20% от указанной суммы, остальное – реинвестиции и кредиты.

Главное – ввязаться?

План «Росатома» кажется, скорее, фантастическим, чем реальным. Чтобы запустить перевозки в следующем году, холдингу необходимо, как минимум, обеспечить себя флотом. В презентации, как пишут «Ведомости», о судах не говорится. Однако по предварительным подсчетам, для перевозки целевого объема контейнерных грузов через СМП потребуется 33 контейнеровоза, сообщило позднее РБК. Также для наладки регулярных перевозок по Севморпути необходим, конечно же, ледокольный флот – сейчас в ведении госкорпорации есть всего четыре атомных ледокола.

Спорным выглядит преимущество в скорости перевозки, если сравнивать Севморпуть с маршрутом через юг. Во-первых, несмотря на меньший километраж пути через север, тяжелая ледовая обстановка не позволяет гарантировать точный срок доставки груза. Во-вторых, те, кто делают ставку на скорость, уже сейчас выбирают железнодорожный маршрут – либо полностью по суше, либо через порты Дальнего Востока.

Важно учитывать, что продвижение отечественного морского перевозчика, который будет специализироваться на транспортировке грузов через Север, создаст искусственную конкуренцию между российскими проектами – Севморпутем и Транссибом. Это, в свою очередь, породит множество рисков, и даст фору маршрутам для перевозки китайского транзита, проложенным через соседние страны.

Кроме того, под вопросом остается обратная загрузка судов, следующих из Азии. При перевозке через Суэц данная проблема решается за счет того, что по ходу движения судов из Европы в Китай судна задействуют для транспортировки товаров между странами Африки и других регионов.


Таким образом, говорить о доступной цене доставки грузов через СМП преждевременно, а значит слишком рано говорить и в целом о конкурентоспособности потенциального перевозчика на мировом рынке. К тому же, напомним, что транзит без перевалки грузов в российских портах не позволит заработать кому-либо (например, стивидорам северных регионов), кроме «Росатома».

Но все представленные выше тезисы основательно прорабатывать вряд ли кто-то планирует, так как госкорпорация решает свои весьма конкретные задачи. Примечательно, что Минтранс не знаком с планами «Росатома» заняться морскими перевозками, как заявил прессе заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. Более того, не факт, что планы специалистов госкорпорации, готовивших данную презентацию согласованы с дирекцией Севморпути.

Презентация, в которой говорится о планах «Росатома» выступить в роли перевозчика, была подготовлена для банков. Следовательно, холдинг, озвучивая подобные планы, преследует цель получить финансовые средства на реализацию проектов.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
Комментарии