Сейчас в Мурманске

01:01 -4 ˚С Погода
18+

БТР для морской пехоты: арктическая версия

Итогом нескольких лет проверки на прочность этой неприхотливой и надежной машины стало решение о начале производства АО НПО «Высокоточные комплексы» новейших плавающих бронетранспортеров БТ-ЗФ с конца 2021 года.

Вооруженные силы Впк
Владимир Ераносян
8 декабря, 2021 | 09:49

БТР для морской пехоты: арктическая версия
Фото: Специальное конструкторское бюро машиностроения


От испытаний к серийному производству

Впервые плавающий гусеничный бронетранспортер БТ-3Ф, который может передвигаться по воде и десантироваться с воздуха,  был продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016». Однако опытный образец всегда встает на конвейер лишь после завершения испытаний, в том числе в суровых климатических условиях, коими может быть как экстремальная жара, так и вечная мерзлота. 

Итогом нескольких лет проверки на прочность этой неприхотливой и надежной машины стало решение о начале производства АО НПО «Высокоточные комплексы» новейших плавающих бронетранспортеров БТ-ЗФ с конца 2021 года.  

Стоит заметить, что «Высокоточные комплексы» являются интегрированной структурой «Ростеха». В конструкторских бюро и на заводах холдинга, включающего 12 предприятий, консолидирован научно-технический потенциал группы предприятий, которые  работают в области перспективных вооружений, военной и специальной техники, а также в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий.

Решение было озвучено индустриальным директором кластера вооружений «Ростеха» Бекханом Оздоевым. В информации, опубликованной агентством РИА Новости, сказано, что бронемашина прошла проверку в морских условиях, ходовые и стрельбовые испытания. 

К использованию в условиях Крайнего Севера адаптирована арктическая версия бронетранспортера БТ-3Ф. Она была представлена на военно-техническом форуме «Армия-2021».  



Фото: Александр Уткин / Ростех


Новинка: БТ на базе БМП

Новинка БТ-3Ф была разработана на базе боевой машины пехоты БМП-3Ф, являющейся модификацией БМП-3. Конструкторы,  разрабатывая эту модель, прежде всего, выполняли заказ военного ведомства, требования которого касались не только повышения мобильности. Во главе угла стояли также вооруженность и защищенность подразделений морской пехоты, береговой охраны и сил специального назначения при решении боевых задач в прибрежной полосе и на воде. 

Уникальные боевые свойства прообраза были, безусловно,  сохранены, но БМП-3Ф при этом приобрела повышенные водоходные качества. Ее не зря окрестили машиной-амфибией, ведь водные преграды она преодолевает буквально с лету.

Напомним, что машина морского десанта БМП-3Ф оснащена 100 мм орудием-пусковой установкой, а также 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом в едином блоке. Два пулемета сохранены в автономных установках носовой части. 

Эффективные действия на плаву достигаются за счет дополнительных козырьков на башне, облегченного волноотражательного щитка усовершенствованной конструкции и удлиненной воздухозаборной трубы. Российская БМП-3Ф способна осуществлять движение на плаву даже при волнении моря в 3 балла, а при волнении в 2 балла она ведет прицельную стрельбу по наземным и надводным целям. 



БМП-3. Фото: Специальное конструкторское бюро машиностроения


Прицельный комплекс отличается хорошей эргономикой и надежностью. Это новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером. Юстировка предыдущей версии лазерного дальномера в составе прицела, установленного над стволом пушки, легко сбивалась при минимальном внешнем воздействии. В оборудование входит канал управления противотанковыми управляемыми ракетами ПТУР. 

Но главное предназначение флотской версии боевой машины заключается в том, что машина может покидать десантный корабль и возвращаться на него без подхода к берегу, непосредственно в море. Машина может выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. 

При стандартном экипаже в три человека десантная группа составляет до девяти морских пехотинцев. Боевой вес машины — 18,5 тонн. Двигатель — дизельный, многотопливный. Боевая машина пехоты развивает скорость 70 км/ч по шоссе, а на плаву максимальная скорость достигает 10 км/ч. Запас хода составляет 600 км. Так что прародители у нового БТР весьма эффективные, проявившие себя в реальных боях и при выполнении самых сложных учебно-боевых задач.

Свое предназначение БМП-3Ф оправдала полностью. Сейчас трудно представить ведение боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта без этой уникальной машины, отличающейся от БМП-3 увеличенным запасом плавучести и остойчивости. 

Для облегчения веса исключено оборудование для самоокапывания. Установленная телескопическая воздухозаборная труба — приспособление, необходимое десанту и экипажу и выполняющее функции снабжения машины воздухом при пересечении водной преграды. При работающем двигателе БМП-3Ф находится в воде до 7 часов. 



БТ-3Ф. Фото: Специальное конструкторское бюро машиностроения


Арктика требует детализации

Выполнение специальных задач в условиях экстремальных температур потребовало от разработчиков нового гусеничного БТР детального подхода, касающегося  адаптации машины к условиям экстремального холода.

Вот почему бронемашину оснастили утепленным корпусом и независимой системой отопления. Корпус и оборудование новинки способны поддерживать плюсовую температуру в кабине даже при выключенном основном двигателе. Специальные гусеницы бронетранспортера обладают необходимыми при передвижении по снегу качествами — понижено давление на грунт. Это значительно повышает проходимость машины. 

Из вооружения на БТ-3Ф имеется 12,7-мм автономный боевой модуль с интегрированным тепловизором и лазерным дальномером. По данным производителя («Высокоточные комплексы») новый бронетранспортер предназначен для десантирования мотопехоты и специализированных подразделений. 

Это могут быть, к примеру, боевые пловцы или мотострелки-разведчики из прославленной 80-ой Арктической бригады.  Но помимо очевидных задач машина может выполнять роль тактического командного пункта. Разработчики упоминают и о таком специфическом варианте применения БТ-3Ф как машина для  медицинской помощи. То есть на бронетранспортер могут быть возложены и функции медтранспорта при поисково-спасательных.

От своего предшественника БМП-3Ф модернизированный арктический вариант БТ-3Ф сохранил высочайший уровень мобильности. Защищенность при этом вовсе не пострадала. Новинка за счет нового оборудования получила возможность эффективного использования при температурах до минус 50 градусов. Двигатель мощностью 450 л.с., которым оснащен бронеавтомобиль, обеспечивает вышеуказанный запас хода. При испытаниях в условиях вечной мерзлоты он доказал свою надежность. 

 Помимо способности плавать, БТ-3Ф может десантироваться с помощью тяжелых парашютных систем, а так же перевозиться на внешней подвеске вертолета Ми-26. Из информации в открытых СМИ, где официальными представителями «Ростеха» приведены некоторые ТТХ новинки, можно сделать вывод, что бронетранспортер значительно повысит боевой потенциал подразделений, выполняющих задачи в Арктике. 

По сравнению с базовыми моделями БМП, на БТ-3Ф в зависимости от комплектации, кроме экипажа, возможна перевозка до 15 десантников. Имеется возможность размещения дополнительного оборудования, необходимого для эффективной разведки. Речь идет о беспилотных комплексах, предназначенный для разведки и целеуказания, которые есть на вооружении ряда подразделений береговых войск Северного флота.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике