Бюджетное неравенство арктических субъектов сохраняется при их общем низком уровне бюджетной самостоятельности
Аналитики ПОРА изучили бюджетную обеспеченность регионов Арктической зоны России – это новое исследование из серии, посвящённой оценке неравенства арктических субъектов страны

Фото: Никитин Ярослав / GeoPhoto
Экспертный центр ПОРА продолжает исследовательскую программу, направленную на изучение важных макроэкономических параметров регионов Арктической зоны РФ. 17 января 2025 года был представлен первый аналитический обзор из серии, посвящённый исследованию сложившегося неравенства арктических субъектов и созданный совместно с Центром доказательной политики. Темой для изучения стала бюджетная обеспеченность и финансовая самостоятельность регионов АЗРФ.
Ранее было опубликовано ещё одно исследование ПОРА, в котором изучается неравенство арктических территорий по валовому региональному продукту.
В аналитическом обзоре на основе данных из открытых источников анализируется неравенство в уровне бюджетных расходов арктических регионов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и социальную политику в расчете на одного жителя, а также оценивается уровень самостоятельности региональных бюджетов в 2020–2023 годах. Аналитики проверяют две гипотезы:
-
Сохраняется высокое неравенство в уровне бюджетных расходов в расчете на одного жителя как между регионами Арктической зоны, так и между регионами АЗРФ и другими наиболее обеспеченными регионами России; причём это неравенство усугубляется более высокой стоимостью жизни в Заполярье.
-
Уровень финансовой самодостаточности бюджетов арктических регионов недостаточен для эффективной реализации программ развития, преследующих цели опережающего социально-экономического развития этих субъектов страны.
Анализ выполнен не только для десяти регионов АЗРФ, но и для 75 других регионов, по которым доступны данные об исполнении региональных и местных бюджетов по доходам и расходам в 2019–2023 годах. Эти данные агрегатируются на портале iminfin.ru в разделе «Финансовый паспорт субъекта РФ», их первоисточником является Федеральное казначейство.
«Изучение данных на уровне консолидированных бюджетов регионов не позволяет сфокусировать анализ на тех районах, которые непосредственно входят в АЗРФ; такой анализ возможен при анализе местных бюджетов и будет выполнен в дальнейшем», – поясняют авторы исследования.
Исследователи приходят к следующим заключениям:
1. По итогам 2023 года наблюдается высокое неравенство в бюджетной обеспеченности арктических регионов.
2. В группу регионов с высокой бюджетной обеспеченностью входят нефтедобывающие Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа.
Мурманская область и Красноярский край составляют группу регионов со средним уровнем бюджетной обеспеченности. Их позиция объясняется низким уровнем долга и низкой зависимостью от федеральных трансфертов. Однако по уровню бюджетных расходов на одного жителя эти регионы существенно отстают от лидеров рейтинга. Также среднее положение в рейтинге занимает Республика Коми.
В группу регионов с низкой бюджетной обеспеченностью входят Республика Саха – Якутия, Архангельская область, Республика Карелия и Чукотский АО.
3. Ситуация в 2020–2023 годах не претерпевала значительных изменений: наблюдаемое неравенство в уровне бюджетной обеспеченности практически не сокращается. Этот вывод подтверждает отчет Счетной палаты, согласно которому коэффициент Джини по доходам на душу населения консолидированных бюджетов регионов за 9 лет не изменился — он составляет 0,263 в 2015 и в 2023 годах.
4. В 2023 году большинство российских регионов обладали низким уровнем бюджетной самостоятельности. По уровню вертикальной бюджетной сбалансированности арктические регионы делятся на две группы:
– регионы с относительно высокой бюджетной сбалансированностью, превышающей среднероссийский уровень (Красноярский край, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО и Ямало-Ненецкий АО);
– регионы с низкой бюджетной сбалансированностью (Республика Карелия, Чукотский АО, Архангельская область, Республика Саха – Якутия и Мурманская область.
Рейтинг проблем бюджетной обеспеченности арктических регионов 2023 года. Чем выше итоговый балл, тем выше уровень расходов на душу населения и ниже зависимость от трансфертов из федерального бюджета и уровень долга
Хотя налоговая система и система межбюджетных отношений снижают общий уровень неравенства между более и менее ресурсными регионами в рамках одного бюджетного года, снижения неравенства по уровню бюджетной обеспеченности с течением времени не происходит, делается вывод в исследовании. В значительной степени это обусловлено недостаточностью полномочий и возможностей региональных властей по привлечению бюджетных ресурсов для финансирования не только общих для всех регионов расходных обязательств, но и собственных проектов развития.