Чрезвычайная ситуация в Мурманской области: начата подготовка к подъёму затонувшего плавучего дока ПД-50
Как отмечают в правительстве региона – это один из крупнейших и важных экологических проектов в Арктике

Мурманск. Источник: gov-murman.ru
В Мурманской области начали подготовку к подъёму плавучего дока ПД-50, затонувшего в акватории 82-го судоремонтного завода (82-й СРЗ) в 2018 году (GoArctic писал об этом). С 1 июля в акватории Мурманска, прилегающей к месту аварии, введён режим чрезвычайной ситуации – для обеспечения рабочего процесса, сообщает пресс-служба правительства региона.
В сообщении говорится, что с учётом масштаба, сложности и крайне высокой стоимости планируемых работ подъём ПД-50 будет осуществляться в несколько этапов. Финансирование будет полностью обеспечено из федерального бюджета: предусмотрено соответствующее субсидирование Мурманской области. В правительстве региона проект по подъёму плавдока называют стратегическим, одним из крупнейших и важным для экологии в Арктике.
В мае 2025 года заместитель председателя правительства Дмитрий Патрушев провёл в Мурманске совещание, посвящённое организации работы по утилизации одного из крупнейших в мире плавучих доков, который затонул 30 октября 2018 года в результате аварии при спуске на воду отремонтированного авианосца «Адмирал Кузнецов». Глубина акватории в районе затопления превышает 50 м и по мнению Алексея Рахманова, высказанному им в качестве президента ОСК в 2018 году, работы по подъёму дока могут стоить «сотни миллионов, а скорее – миллиарды рублей». Вице-премьер отметил в мае, что гигантский затонувший объект создаёт помехи для судоходства и негативно влияет на окружающую среду, а акватория, где он находится, имеет важное значение для развития Северного морского пути и крупного инвестиционного проекта «Восток Ойл». По итогам поездки вице-премьера была разработана программа по подъёму и утилизации плавдока.
ПД-50 и тот самый «Адмирал Кузнецов», но в другое время. Автор: Christopher Michel. Источник изображения: Википедия, https://www.flickr.com/photos/cmichel67/18996981764/
Плавучий док, принадлежащий 82 СРЗ, был построен в конце 1970-х гг. в Швеции по заказу СССР для ремонта авианосцев. Длина дока – 330 м, ширина – 67 м. ПД-50 – один из самых больших плавучих доков в мире и единственный подобный в европейской части России; сравнимый с ним док ПД-14 есть только на Дальнем Востоке. В обычном рабочем положении плавучий док водой не затоплен. В его конструкции предусмотрены балластные ёмкости, при заполнении которых док частично опускается под воду, чтобы в него мог зайти корабль. После этого балласт освобождается, док вновь приподнимается над водой для ремонта подводной части корабля. Когда ремонт закончен, док снова притапливается и корабль выходит.
Авария в 2018 году произошла, когда ПД-50 притапливали, чтобы «Адмирал Кузнецов» мог выйти из дока. По официальной версии, после скачка напряжения в сети не запустились насосы, и цистерны ПД-50 заполнились больше, чем нужно. В «Комсомольской правде» была приведена инфографика процесса аварии.