Дмитрий Патрушев в Мурманской области провёл встречу с губернатором, обсудил рыбное хозяйство, экологию и судьбу затонувшего плавдока
В 2018 году один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50 затонул в результате аварии во время выхода из него авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

На судне «Капитан Соколов»: второй справа – губернатор Андрей Чибис, третий справа – вице-премьер Дмитрий Патрушев. Источник: gov-murman.ru
Заместитель председателя правительства Дмитрий Патрушев в ходе рабочей поездки в Мурманскую& область посетил её ключевые объекты и провёл встречу с губернатором региона Андреем Чибисом, сообщила пресс-служба правительства РФ. Основными темами обсуждения на встрече стали развитие рыбохозяйственного комплекса области и вопросы экологии, – в частности, тема утилизации затонувшего в Мурманске плавучего дока ПД-50, одного из крупнейших в мире. Площадь затонувшего плавдока равняется 23 тысячам квадратных метров, что сопоставимо с размерами Красной площади в Москве. Его длина – 330 метров, ширина – 67 метров, грузоподъёмность – 80 тыс. тонн.
На встрече с губернатором Дмитрий Патрушев отметил, что Мурманская область – один из значимых регионов России по многим направлениям экономики: горнорудной промышленности, металлургии, транспортной отрасли, туризма. Значимую роль играет Кольское Заполярье в сфере рыболовства. Для стимулирования инвестиций в отрасль был запущен специальный механизм инвестиционных квот. За период его реализации построено восемь заводов и шесть судов, одно из них – «Капитан Соколов» – Дмитрий Патрушев посетил в ходе поездки.
«Капитан Соколов»
Новейший морозильный траулер-процессор «Капитан Соколов» проекта 170701, построенный на Северной верфи, пришёл в порт приписки Мурманск, и одними из первых на его борт поднялись губернатор региона Андрей Чибис и вице-премьер России Дмитрий Патрушев. Головное судно проекта предназначено для промысла трески, пикши и других видов рыб в Северной Атлантике, информирует пресс-служба правительства Мурманской области.
Справа – «Капитан Соколов». Источник: gov-murman.ru
При его постройке с использованием механизма инвестиционных «квот под киль» применено несколько энергоэффективных решений, в частности, рекуперация энергии для двигателей от работы траловых лебедок. Инновационная конструкция корпуса «Капитана Соколова» лучше выдерживает условия шторма в море. Современная рыбообрабатывающая фабрика на его борту позволяет производить до 150 тонн мороженой рыбы и консервов в сутки. Морозильники траулера способны хранить до 1020 тонн рыбы, до 334 тонн рыбной муки и до 95 тонн рыбных консервов.
Плавучий док ПД-50
Дмитрий Патрушев провёл в Мурманске совещание, посвящённое организации работы по утилизации затонувшего плавдока. В совещании приняли участие глава Мурманской области, руководство Минприроды России, Минтранса России, Росморречфлота и других заинтересованных ведомств.
30 октября 2018 года один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50 затонул в результате аварии при спуске на воду отремонтированного авианосца «Адмирал Кузнецов». Как передавал ТАСС, накануне непогода в Мурманске привела к повреждениям линий электропередачи, что привело к перебоям в электроснабжении, и в ходе спуска корабля на воду произошёл скачок напряжения с берега. Это стало причиной остановки насосов плавдока и его погружения.
Президент ОСК Алексей Рахманов говорил в 2018-м, что глубина в районе затопления дока превышает 50 м и работы по его подъёму могут стоить сотни миллионов, а скорее – миллиарды рублей.
Сейчас, спустя 7 лет, вице-премьер отметил, что гигантский затонувший плавдок создаёт помехи для судоходства, и негативно влияет на окружающую среду. А акватория, где он находится, имеет важное значение для развития Северного морского пути и крупного инвестиционного проекта «Восток Ойл». В настоящее время формируется план утилизации, после чего необходимо приступать к работе. Дмитрий Патрушев пояснил, что подобных по размеру затонувших объектов в стране до сих пор утилизировать не приходилось, и операция по утилизации плавдока будет уникальной по масштабам и решениям.
Место, где затонул плавдок (Росляково, территория СРЗ № 82), и участники совещания. Источник: rosmorport.ru
Плавучий док ПД-50, как передают «Ведомости», был построен в конце 1970-х гг. в Швеции по заказу СССР для ремента авианосцев. Длина дока – 330 м, ширина – 67 м. ПД-50 – один из самых больших плавучих доков в мире и единственный в европейской части России с грузоподъемностью 80 000 т. Сравнимый с ним док ПД-14 есть на Дальнем Востоке. В обычном рабочем положении плавучий док водой не затоплен. В его конструкции предусмотрены балластные ёмкости, при заполнении которых док частично опускается под воду, чтобы в него мог зайти корабль. После этого балласт освобождается, док вновь приподнимается над водой для ремонта подводной части корабля. Когда ремонт закончен, док снова притапливается и корабль выходит.
По итогам совещания Минтрансу России и Росморречфлоту поручено совместно с властями региона разработать и утвердить «дорожную карту» по организации процесса утилизации. Исполнителем работ по подготовке судоподъёмной документации и работ по удалению ПД-50 назначен «Росморпорт». Финансирование проекта будет осуществляться из резервного фонда Правительства РФ, сообщила пресс-служба ведомства.
Экология
Говоря о природоохранной сфере в Мурманской области, на встрече с губернатором региона вице-премьер рассказал, что за шесть лет реализации национального проекта «Экология» Кольскому Заполярью выделено более 2,7 млрд рублей. Область принимала участие в мероприятиях трёх федеральных проектов: «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», «Сохранение лесов» и «Чистая страна». В ходе проекта «Чистая страна» проходила рекультивация одной из самых крупных за полярным кругом городских свалок, она находилась в черте города, в Дровяном – отдалённом микрорайоне Мурманска, который ранее был посёлком. Дмитрий Патрушев совместно с руководством Минприроды России и Росприроднадзора проинспектировал итоги рекультивации.
Вице-премьер и глава региона обсудили участие Мурманской области в новом национальном проекте «Экологическое благополучие». В течение ближайших пяти лет в Мурманской области запланирована реализация мероприятий федеральных проектов «Экономика замкнутого цикла», «Вода России» и «Сохранение лесов».
Андрей Чибис поделился экодостижениями Мурманской области: Мурманск входит в ТОП-5 городов с благоприятной средой, а область занимает второе место в национальном экологическом рейтинге.