Электромобиль E-NEVA изменит север

Транспорт и логистика Технологии
Владимир Ераносян
10 Января, 2022, 06:28
Электромобиль E-NEVA изменит север
Фото: «Алмаз-Антей»


Ноу-хау от оборонки «сделано в Санкт-Петербурге»

Внимание оборонного концерна «Алмаз-Антей», который, прежде всего, известен разработкой и производством новейших комплексов ПВО для ВС России, к выпуску гражданской продукции неслучайно. Во-первых, производственные мощности оборонных холдингов давно занимаются диверсификацией, а во-вторых, если они берутся за выпуск продукции гражданского назначения, то это не просто инициативные проекты. Это работа на перспективу, которая может изменить облик целых регионов, а в будущем – всей страны.

Представленный оборонным концерном электромобиль, получивший название E-NEVA, где первая буква образована от слова «electric», а NEVA соответствует названию реки, представляет собой компактный кроссовер длиной 4,5 метра с заявленной дальностью хода 463 км при максимальной скорости 197 км/ч. Запланирован выпуск разных версий автомобиля, включая гибрид на природном газе. В салоне E-NEVA располагается современная мультимедийная система, включающая цифровую приборную панель, проекционный дисплей на лобовом стекле и 15-дюймовый экран. 



Фото: «Алмаз-Антей»


25 000 электромобилей к 2024 году

Уже к 2024 году в Санкт-Петербурге, где будет производится этот электромобиль, планируется выпустить не менее 25 тыс. авто. Предусмотрено и открытие более 9 тыс. зарядных станций для них. Перспектива глобальная, особенно если учесть озвученный план достижения за пять лет, а именно в 2025-2030 годах, доли в 10% от общего объёма производства транспортных средств в стране.

Сам выбор локации производства электромобилей в Северной столице указывает на то, что Санкт-Петербург станет логистическим хабом продвижения электромобиля для завоевания рынка. Северный морской путь станет естественной транспортной артерией для поставок автомобиля в северные города.

Вопрос обеспечения топливом арктических объектов остается сегодня весьма актуальной проблемой. Доставка арктического дизельного топлива, которое имеет различные добавки, в арктические районы России производится в период северного завоза, осуществляемого по Северному Морскому пути. В отдаленные районы и на архипелаги доставка осуществляется только во время навигации. Стоимость топлива, достигнувшего конечного потребителя, значительно увеличивается именно за счет расходов на транспортировку и хранение. 

Из-за низких и сверхнизких температур в условиях Арктики использовать большую часть углеводородных энергоресурсов не представляется возможным. 

Природный газ переходит в жидкую фазу при температурах ниже -25° С, при более низких температурах он застывает и нетранспортабелен по газопроводам. Расход мазута на нужды котельных также значительно возрастает при низких температурах. Вследствие того, что мазут в котельных нужно разогревать до текучего состояния, горячая вода в условиях Арктики дороже на 25%, чем в более южных регионах страны. Зимнее дизельное топливо при температуре ниже -35°С  превращается в желеобразную массу. 

Выброс продуктов сжигания углей, включая сажу и шлак, в окружающую среду негативным образом сказывается на экологическом состоянии Арктического региона. Вот почему вопрос перехода на автомобили и транспортные средства актуальнее всего стоит перед северными городами. Не последнюю роль в инициации продвижения техники, работающей от электрической подзарядки, играет и стоимость дизельного топлива арктического (ДТА) ГОСТ 3052013, имеющего температуру застывания -45°С. Это самое дорогое из всех применяемых в отечественной энергетике углеводородное топливо.



Фото: «Алмаз-Антей»


Дешевле во много раз

Стоимость топлива в восточных районах российского арктического шельфа по сравнению с западными регионами арктической зоны России увеличивается в несколько раз. Это вызвано колоссальными расходами на его доставку к потребителю. Устаревшие технологии хранения, подготовки и сжигания топлива стимулировали отечественных разработчиков  к поиску новых решений обеспечения северных городов более дешевыми видами транспорта. 

Бензин обходится автолюбителям гораздо дороже электричества. К примеру, автомобиль эконом-класса с бензиновым двигателем в среднем расходует 9,3 литра на 100 км пути. Для преодоления такого же расстояния электромобилю потребуется 2,2 полных зарядки в неделю, расход электроэнергии на 100 километров составит около 25 кВт.ч (по цене это в 4-5 раз дешевле). При этом, конечно, самым главным параметром оценки становится сама стоимость электромобиля. Важна и инфраструктура электро-заправок, которые призваны сделать комфортной езду любителей электрокаров.

Справится ли с такой глобальной задачей «Алмаз-Антей»? Учитывая, что лидер в производстве и поставках для наших Вооруженных сил и зарубежных партнеров систем ПВО объединяет в себе более 60 предприятий, сомневаться в выполнимости задачи не приходится.  

В проекте скорее всего будут учтены ноу-хау, базирующиеся на военных разработках из области управления, топопривязки и радиолокации. В мирном арсенале концерна, кстати, есть автомобильные ГЛОНАСС-навигаторы, коммунальные уборочные машины и электрические погрузчики, которые могут сыграть ключевую роль в развитии расширяющейся портовой инфраструктуры северных городов.



Фото: ru.motor1.com


Военные ноу-хау для гражданской продукции

Еще в августе 2021 года «Алмаз-Антей» на форуме «Армия-2021» представил самоходную электрическую платформу, на базе которой можно создавать легковые автомобили различного класса. Шасси выдерживало груз в 1650 кг. Два электромотора позволяли ехать без подзарядки 400 километров. Платформа предусматривает и установку оборудования беспилотного управления. Теперь ясно, что электромобиль от оборонного концерна становится реальностью. 

Предположительно, автономность хода машины составит 810 километров, а максимальная скорость – не менее 180 км в час. В комментарии отечественным СМИ заместитель генерального директора по производственно-технологической политике «Алмаз-Антея» Александра Ведрова недвусмысленно говорится, что разработчики пошли по пути создания гибрида. Основной двигатель будет работать на газе:  «Но энергия, вырабатываемая во время движения, будет аккумулироваться».  

Словом, наши оборонщики готовят России сюрприз, который значительно сократит расходы автолюбителей на топливо. В условиях Крайнего Севера такая техника особенно актуальна. А если на электрическую платформу переведут спецтехнику, включая погрузочную, то портовая логистика может пережить революцию. 

Все эти прожекты могли бы показаться неправдоподобными. Но за дело взялся концерн, который известен в мире как корпорация, сделавшая ЗРК С-400 «Триумф», из-за контракта на покупку которого Турция поссорилась с США, а Индия отказалась от американских зенитно-ракетных комплексов. ЗРК от «Алмаз-Антея» С-350 «Витязь» недавно усилили эшелонированную систему ПВО Арктического региона. А продукт концерна «С-500» «Прометей» представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем с принципом раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей.  Ноу-хау, примененные в производстве этой высокоточной техники, безусловно, тот самый задел, который рождает уверенность в успешной реализации проекта E-NEVA.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике