Европейский союз в Заполярье и новый ледокольный флот США

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
24 Мая, 2020, 20:01
Европейский союз в Заполярье и новый ледокольный флот США


Арктическая повестка Европейского союза

Американское издание Politico обратилась к Европейскому Союзу, разобрав его арктическую повестку.

Брюссель наблюдает за тем, как идёт борьба в арктическом регионе – за его природные ресурсы и возможности сокращения судоходных путей. Представитель ЕС по вопросам Арктики Майкл Манн заявил, что наступает эпоха «возвращения геополитики» в Арктике, и предупредил, что быстро меняющаяся арктическая система придаёт всё большие стимулы государствам реализовывать свои экономические и военно-стратегические программы, которые, в свою очередь, порождают дальнейшее напряжение в регионе.

Однако Европейский Союз обращает первоочередное внимание на изменение климата. В этом контексте истеблишмент ЕС предрекает возникновение благоприятных возможностей для успешного сотрудничества в Арктике, пытаясь преуменьшить идею о нарастании напряжённости. Для этого, по словам Майкла Манна, необходимо развивать повестку совместной сферы интересов в Арктике. К примеру, использовать Северный морской путь, а также добывать ресурсы совместно с другими государствами может быть куда более выгодным, чем бороться за единоличное управление этими самыми ресурсами.

Новые коммерческие возможности, возникающие в связи с таянием морского льда в Арктике, являются основной движущей силой растущего интереса к региону, но значение Северного морского пути немного преувеличиваются, считает европейский чиновник.

Конечно, в Брюсселе понимают различия в подходах к развитию Арктики. Так, Россия имеет куда более широкий спектр интересов, нежели Европейский союз, просто исходя из своего географического положения. Однако следует избегать вспышек и напряженности там, где их нет, и выбирать сотрудничество вместо конкуренции. В качестве примера Брюссель ставит политику Северного измерения – совместную структуру, куда входят ЕС, Россия, Норвегия и Исландия. Кроме того, Россия и ЕС являются членами Арктического совета Баренцева-Евроарктического региона.




Европейский союз считает хорошим знаком то, что неарктические страны как в самом Союзе, так и в других регионах, пришли к разработке собственной арктической стратегии. Ранее политика Заполярья оставалась исключено в поле арктических стран.

В мае впервые с 1980-х годов в Баренцево море заплыли американские и британские военные корабли, вызвав огромный ажиотаж в регионе. Несмотря на то, что подобный случай ЕС рассматривает как плановую операцию Вашингтона и Лондона, настороженность в кругах Брюсселя в вопросе милитаризации региона возрастает.

По мнению Европейского союза, необходимо двигаться в направлении создания международного органа, который бы занимался вопросами арктической безопасности. Арктический совет здесь не окажется подходящей площадкой, так как в его сферу компетенций входят вопросы в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.


Американский ледокольный флот

Береговая охрана США продолжает модернизировать свой ледокольный флот в ответ на российское и китайское наращивание своего присутствия в Арктике, сообщает американское издание National Defense.

У Вашингтона в настоящий момент в наличии два ледокола. По заявлению американских военных и политиков, такая ситуация недопустима для реалий сегодняшнего дня. Ледокольный флот США несравним с ледокольными возможностями Китая, и уж тем более России. Береговая охрана США уже запустила новую программу по развитию арктических сил.

В прошлом году Вашингтон выпустил стратегию под названием «Береговая охрана США: арктическая стратегическая перспектива», которая подчеркивает растущую роль ледоколов в Арктике. Тающие ледники открывают новые маршруты судоходства и доступ к ресурсам, стимулируя Китай и Россию расширять свое присутствие в регионе, говорится в стратегии.

Береговая охрана США в настоящее время имеет только один тяжелый ледокол «Полярная звезда» (Polar Star) и один средний ледокол «Хили» (Healy). При этом «Полярной звезде» уже 45 лет.


Американский ледокол «Полярная звезда» (Polar Star). Фото: cruisetrend.com

В рамках модернизации американского ледокольного флота Вашингтон хочет закупить три новых тяжелых ледокола и три средних судна. В апреле 2019 года правительством США был заключён двухгодичный контракт в 745 миллионов долларов с американской судостроительной компанией VT Halter Marine на проектирование и строительство нового ледокольного судна. Кроме того, американская корпорация продолжает разрабатывать защитные экраны для кораблей, которые позволят им плавать среди льдов.

Спуск на воду нового тяжёлого ледокола запланирован на 2024 год. При этом Вашингтон работает в агрессивном темпе, желая спустить судно на воду раньше обозначенного срока.

Пока что новые американские ледоколы находятся на стадии проектирования, а для запуска их строительства требуется разрешение на финансирование от Конгресса. И здесь, по мнению издания, у Береговой охраны США могут возникнуть трудности, так как у конгрессменов остаётся очень много вопросов по поводу нового ледокольного флота. Пока что неизвестно, когда Конгресс утвердит ассигнование на следующий финансовый год, а любая задержка ставит под сомнение скорый спуск на воду арктических кораблей.

Пока развитие нового ледокольного флота остаётся под финансовым вопросом, береговая охрана США продолжать продлевать срок службы 45-летней Полярной звезды, и это продолжится до тех пока, пока у Вашингтона не появится новые суда, заключает издание.



далее в рубрике