Сейчас в Архангельске

17:31 -7 ˚С Погода
18+

Фрегаты Северного флота

Сегодня в строю СФ находятся фрегаты «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», переданные в состав Северного флота соответственно в 2018 и 2020 годах. Еще один фрегат «Адмирал Головко» готовится к швартовым испытанием и будет передан Северному флоту уже в 2022 году.

Вооруженные силы Северный флот Норвегия Фрегат
Владимир Ераносян
25 марта, 2021 | 09:54

Фрегаты Северного флота
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов». Фото: topwar.ru

Самое опасное, что может случиться с Норвегией

Усиление боевого надводного флота Норвегии пятью фрегатами водоизмещением 5290 тонн, разработанными на основе испанского проекта «Альваро де Базан» и введёнными в строй в 2006-2011 годах, вероятнее всего, послужило одной из причин того, что новейшие российские фрегаты проекта 22350 водоизмещением 5400 тонн в первую очередь поступают в состав Северного флота России. 

Сегодня в строю СФ находятся фрегаты «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», переданные в состав Северного флота соответственно в 2018 и 2020 годах. Еще один фрегат «Адмирал Головко» готовится к швартовым испытанием и будет передан Северному флоту уже в 2022 году.

Военно-морской флот России в ближайшей перспективе рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. В приоритете — Северный флот и Тихоокеанский флот, для которого уже строится четыре фрегата. В будущем именно эти корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и в Средиземном море.

Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) подсчитал, что минимальная цена отечественного фрегата проекта 22350 составляет приблизительно 18 млрд рублей (это около 244 миллионов долларов США). Норвегии пять фрегатов типа «Фритьоф Нансен» (клон испанского «Альваро де Базан», адаптированный к действиям в условиях Крайнего Севера) обошлись в 2,5 млрд долларов США. 

Это означает, что стоимость норвежско-испанского фрегата в два раза больше российского, хотя по ударной мощи наш корабль значительно превосходит норвежский. При этом нужно отметить, что принятие на вооружение королевских ВМС Норвегии фрегатов типа «Фритьоф Нансен» значительно повысило боевые возможности норвежского флота, особенно в арктических водах. Правда, в ноябре 2018 года один из пяти фрегатов Норвегией уже безвозвратно потерян — фрегат «Хельге Ингстад», возвращавшийся после масштабных учений сил НАТО «Единый трезубец», столкнулся с мальтийским танкером и затонул. Россия не виновата.

Очевидно, что наличие четырех действующих фрегатов «Фритьоф Нансен» не гарантирует Норвегии преимущество в дальней морской и океанской зонах. Даже три наших корабля проекта 22350, если не учитывать береговые ракетные комплексы, флотскую авиацию и подводные силы, способны нейтрализовать норвежскую угрозу. И хорошо, что министр обороны Норвегии Эйрик Кристофферсен это осознает. В феврале Кристофферсен заявил в одном из интервью буквально следующее: 

«Самое опасное, что может случиться с Норвегией, НАТО и миром, — это открытый конфликт с Россией. К счастью, это маловероятно».

Однако, заочное противостояние фрегатов с практически одинаковым водоизмещением может быть проанализировано гипотетически.



Фрегат типа «Фритьоф Нансен» ВМС Норвегии.Фото: NATO Picture Alliance / sulupress.de / ТАСС


Фрегат «Касатонов» СФ против фрегата «Фритьоф Нансен» ВМС Норвегии: кто кого?

Мореходность нашего корабля позволяет ему применять вооружения при волнении моря до 5 баллов. Наш фрегат быстрее, скорость полного хода — 29,5 узлов (максимальная скорость хода фрегата «Фритьоф Нансен» — 26 узлов). Такую скорость нашему кораблю обеспечивает дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 400 лошадиных сил (общая мощность двух дизельных двигателей «Базан Браво» на норвежском корабле составляет 38 352 лошадиные силы). 

В артиллерийском вооружении преимущество у российского корабля. 130-миллимитровая артиллерийская установка А-192 «Армат» с дальностью стрельбы до 22 км и скорострельностью — 30 выстрелов в минуту против 76-миллимитровой итальянской корабельной арт-установки «Супер Рапид», установленной на норвежском фрегате, с максимальной дальностью стрельбы 8 км. К тому же, номенклатура боеприпасов для нашей корабельной пушки позволяет ей с одинаковой эффективностью поражать береговые, морские и воздушные цели, новая система управления огнём обладает многоканальностью по обстреливаемым целям.

Противокорабельные ракеты «Оникс» (либо ракеты семейства «Калибр»), размещенные в носовой части корпуса наших фрегатов в двух установках вертикального пуска универсальных корабельных стрельбовых комплексов УКСМ (два стандартных модуля по восемь ячеек), по своим тактико-техническим характеристикам превосходят норвежские противокорабельные ракеты Naval Strike Missile, разработанные норвежской фирмой Конгсберг Дефенс & Эйрспейс и принятые на вооружение в 2007 году. 

Скорость полета норвежской ракеты — 0,95 числа Маха. Наш «Оникс» летит со скоростью 2,6 Маха. Максимальная дальность пуска норвежской ракеты — 185 км. П-800 «Оникс» бьет и до 600 км. Масса боевой части «Оникса» — 300 кг, боевая часть Naval Strike Missile составляет 120 кг. Кроме того, наша установка 3С14 вертикального пуска может использовать перспективные гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», принятие на вооружение которых ожидается в 2023 году. И еще одна новость — начиная с  5-го корпуса проекта 22350 («Адмирал Амелько») планируется установка уже 4 установок вертикального пуска по 8 УКСК, рассчитанных на 32 ракеты. 

Восемь пусковых установок Мк-41, предназначенных для «Томагавков», особой роли в заочном противостоянии нашего и норвежского фрегатов не сыграют. Хотя бы потому что «Томагавк» — дозвуковая крылатая ракета. Ее скорость всего 800 км в час. Она не может маневрировать с большими перегрузками и уязвима для наших комплексов ПВО и ПРО.  

Эффективное поражение «Томагавков» обеспечивают и наши истребители-перехватчики. Кроме того, в условиях Арктики, скудных с точки зрения привязки к ориентирам из-за пустынности местности, для рельефометрической системы американской ракеты — сущая беда. Ведь основные испытания «Томагавков» проходили в гористой местности США. Высокие перепады уровня снежных осадков  в Арктике также не способствуют всесезонной работе рельефометрической системы «Томагавка», и даже порывистый холодный ветер и другие неблагоприятные метеоусловия в Арктике делают эту дозвуковую ракету со скоростью полета до 1 Маха сезонным оружием.



Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: Юрий Смитюк / ТАСС


Дальность поражения как преимущество

Кроме того, стоит упомянуть, что фрегаты проекта 22350 — это корабли длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, которая изготовлена с использованием композитных материалов, обеспечивающих снижение уровня радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн. Физические поля наших кораблей минимизированы, радиолокационная и оптическая заметность значительно снижены.

На корабле установлен ЗРК «Редут», разработанный ЦКБ «Алмаз» и размещённый в носовой части корпуса корабля. Он состоит из четырёх восьмиячеечных модулей. Боезапас насчитывает 32 ячейки зенитно-управляемых ракет средней дальности 9М96Е (дальность — 50 км) или ЗУР большой дальности стрельбы до 150 км.  В перспективе дальность ракет комплекса может составить до 400 км. Возможно и одновременное размещение в установках вертикального пуска разных типов ракет по дальности для создания эшелонированной обороны. 

Дальность стрельбы американских зенитных ракет RIM-162 ESSM производства корпорации Рэйтеон, имеющихся на вооружении норвежских фрегатов — 50 км. Главным лоббистом Рэйтеона является нынешний глава Пентагона генерал Ллойд Остин, ранее являвшийся членом Совета директоров этой военно-промышленной компании. Так что эти ЗРК будут состоять на вооружении достаточно долгое время.

Противолодочное вооружение нашего фрегата представлено двумя побортно размещёнными за лацпортами счетверёнными пусковыми установками комплекса противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК». В состав авиационного вооружения фрегата проекта 22350 входит противолодочный  вертолёт Ка-27, который располагается в палубном ангаре. На норвежском корабле также может размещаться боевой вертолет. Однако даже при беглом анализе заочного противостояния двух фрегатов, нашего и норвежского, понятно, что вертолет с «Фритьоф Нансен» может и не взлететь…


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике