Где дороги лучше? В ХМАО. Где хуже? В Архангельской области. Вышел новый рейтинг по качеству автодорог в регионах
В топ-10 рейтинга входят Москва, ХМАО и ЯНАО
Источник: ria.ru
Качество дорог исторически считается если не главной, то одной из важнейших проблем нашей страны – согласно фразе, приписываемой всем, от Николая I и Гоголя до Михаила Задорнова, который ее произнес: «В России две беды - дураки и дороги». Сатирики Ильф и Петров тоже упоминали эту отечественную проблему, а заодно и другие, описав в «Золотом теленке» потенциальную задачу: «грохнуть автопробегом по бездорожью, разгильдяйству, а заодно, может быть, даже и по бюрократизму».
Как утверждает новое исследование, подготовленное по заказу «РИА Новости» специалистами «РИА Рейтинг» (здесь – таблица и инфографика), – несмотря на наблюдающуюся положительную динамику, почти 50% автомобильных дорог общего пользования регионального (или межмуниципального) значения и местного значения в России не отвечают нормативным требованиям. Справедливости ради надо признать, что в разных регионах РФ состояние дорог существенно отличается, что обусловлено многими причинами, в том числе природно-климатическими условиями.
Наибольшая доля автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям в Москве, где много лет ведутся активные дорожные работы, и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО – Югре), наименьшая – в Архангельской области – она на последнем, 85-м месте из 85 регионов.
В новом региональном рейтинге качества дорог в РФ регионы сравнивались по доле автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности соответствующих автомобильных дорог на конец 2023 года.
Все автомобильные дороги делятся на три типа: автодороги федерального значения, регионального (или межмуниципального) значения и местного значения. При этом в подавляющем большинстве российских регионов более 90% всех автомобильных дорог общего пользования приходится именно на автомобильные дороги регионального (или межмуниципального значения) и местного значения. В целом по стране доля таких дорог составляет 96%, но в некоторых регионах (Республике Саха (Якутия), Республике Карелии, Мурманской области) доля таких дорог находится в диапазоне от 78% до 90%.
В целом по России 54,1% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения отвечают нормативным требованиям. Как показало исследование, в 45 субъектах РФ доля таких дорог хуже общероссийского уровня, и, соответственно, лучше общероссийского уровня состояние дорог в 40 регионах.
Регионы АЗРФ в рейтинге регионов по качеству автодорог
Согласно показателям рейтинга (и логике) – наилучшее качество дорог характерно преимущественно для экономически развитых регионов. Но в Арктике и это – неоднозначный фактор.
На 2 месте рейтинга после Москвы – Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО – Югра): в округе 88,4% автодорог отвечают нормативным требованиям, но при этом плотность автодорог с твердым покрытием (эксперты считали количество километров автодорог на 1000 кв. км территории региона) – только 11,7 (к примеру, в Москве этот показатель – 2521,6).
В Арктике везде этот показатель по понятным причинам – минимальный.
На 8 месте – Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО – Ямал): 74,9% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 3,7 км на 1000 кв. км территории региона.
На 14 месте – Чукотский автономный округ (ЧАО): 71,3% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 1,3 км на 1000 кв. км территории региона (это минимальное значение из всех регионов рейтинга, по этому показателю Чукотка – «антилидер»).
На 21 месте – Красноярский край: 64,0% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 11,7 км на 1000 кв. км территории региона – как и в ХМАО.
На 24 месте – Ненецкий автономный округ (НАО): 62,6% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 1,9 км на 1000 кв. км территории региона (у пустынного НАО, в котором всего один город, 2-е с конца место после Чукотки по этому показателю).
На 35 месте – Мурманская область: 57,5% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 24,2 км на 1000 кв. км территории региона.
На 49 месте – Республика Карелия: 50,0% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 48,1 км на 1000 кв. км территории региона.
На 60 месте – Республика Саха (Якутия): 45,0% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 4,1 км на 1000 кв. км территории региона.
На 63 месте – Республика Коми: 44,1% автодорог отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 16,5 км на 1000 кв. км территории региона.
И на 85, последнем месте – «символ русского Севера» Архангельская область: 15,7% автодорог Поморья отвечают нормативным требованиям; плотность автодорог с твердым покрытием – 29,6 км на 1000 кв. км территории региона.
Перспективы
По мнению экспертов «РИА Новости», в ближайшей перспективе доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, будет расти за счет реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, новая редакция пятилетнего плана дорожной деятельности, которую приняли в январе 2024 года, предусматривает реализацию 380 проектов строительства и реконструкции дорог. До конца 2024 года к нормативному состоянию планируется привести 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях, в частности, – планируется построить и реконструировать более 602 километров региональных автомобильных магистралей. К 2030 году 60% автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения будут приведены в нормативное состояние.
Другие озвученные проблемы отечества нацпроектами пока не охвачены.