Сейчас в Арктике:
Ледостав

Государственно-общественное партнёрство в Арктике

Государственно-общественное партнёрство в Арктике
26 Августа, 2019, 13:38
Комментарии
Поделиться в соцсетях


Актуальные проблемы Арктики естественно оказались в фокусе пристального внимания мирового со­общества в конце XX – начале XXI в. При этом в повестке дня мировой политики всё активнее стали подниматься вопросы, связанные, прежде всего, с обеспокоенностью изменением климата Арктики, сохранением её биоразнообразия, использо­ванием энергетического потенциала -- то есть всего того, что обеспечивает жизнедеятельность коренного и неаборигенного населения Арктического региона. В последние годы темой особого внимания стали также вопросы организации эффективного глобального управления в Арктике, которое возможно только на устойчивой правовой основе.

В русле поиска решения этих важных задач и следует рассматривать проведение Международных Арктических правовых форумов «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты», «Человеческое измерение Арктики», в рамках которых обсуждается целый комплекс вопросов, в том числе:

·         общество и право в высоких широтах;

·         ресурсный потенциал Арктики: правовые аспекты освоения;

·    правовое обеспечение эффективного взаимодействия государственной власти, и предпринимательства в достижении целей устойчивого развития Арктики;

·      Арктика в свете международного права и перспективы развития международных правовых отношений.

Общественные организации в современном государстве играют важную роль. Они являются неотъемлемой составляющей стабильного общества. Актуальность данной темы обусловлена появлением во всём мире многочисленных общественных организаций. Общественные организации способны не только поднимать вопросы социального развития государства и ставить ряд социальных проблем, но и помогать государству их решить. Появление в России третьего сектора (общественная организация) произошло относительно недавно, что обусловливает большое количество проблем, связанных с реализацией деятельности некоммерческих организаций. Деятельность любого государства реализуется, в первую очередь, через систему его государственных органов.

Функции общественная организация осуществляет через свои права:

·         Распространять сведения о своей деятельности;

·         Участвовать в подготовке и принятии решений государственными органами власти, а также местного собрания, демонстрации, шествия и пикетирования;

·         Создавать СМИ и органы самоуправления, в предусмотренном законодательством порядке;

·         Проводить митинги и заниматься издательской деятельностью;

·         Представлять, защищать свои права, представлять и защищать законные интересы своих членов, участников и других граждан;

·         Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством об общественных организациях;

·         Вносить предложения в органы гос. власти, выступать с инициативами по вопросам общественной жизни.

Вместе с тем, общественная организация обязана:

·         Соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

·         Ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объёме сведений, представляемых в налоговые органы;

·         Допускать представителя регистрирующего органа на проводимые общественной организацией мероприятия.

Минуло шестнадцать лет со дня рождения замысла создания в г. Санкт-Петербурге новой общественной научной организации -- Арктической общественной академии наук (АОАН), основанной на роли институтов гражданского общества в развитии научной сферы страны. Основатели Академии исходили из того, что наука — это открытая система, погружённая в общество и связанная с ним многочисленными обратными связями. Мировой опыт показал, что научные структуры, организованные и действующие вне принципов гражданского общества, склонны к деградации. 

«Перед нами стоят масштабные, просто грандиозные задачи, на реализацию которых направлены беспрецедентно большие деньги и для государства, и для общества, и для страны. И для меня, как для одного из инициаторов этих программных продуктов, очень важно, чтобы это прошло должным образом, чтобы мы не зря потратили эти деньги, а добились бы значимых результатов, которых мы ожидаем от этих масштабных государственных вложений. Нужно, чтобы на каждом из направлений, которые мы ставим в качестве приоритета, были достигнуты прорывные решения. Это невозможно сделать без участия общественных организаций, в том числе, и, прежде всего, такой как Общественный народный фронт (ОНФ)». 
Владимир Путин на последнем съезде Общероссийского народного фронта. 

Основной целью Арктической академии наук является содействие в осуществлении научно-координационной деятельности по обеспечению академической поддержки и консультаций по всем вопросам, касающимся деятельности Арктических организаций, выполнение научных исследований, способствующих комплексному гармоничному развитию северных территорий, коренному улучшению жизни и быта северян. Деятельность Арктической академии наук направлена на достижение целей и задач реализации научного потенциала Санкт-Петербурга в решении проблем Арктики и Севера, российских и международных организаций и координацию своей работы с комитетами приоритетных проектов Арктического направления.

В Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) особенности государственно-общественного партнёрства определяются пространственно-историческими параметрами Арктической цивилизации, границы которой обусловливаются различными критериями: физико-географический подход, биоклиматический, климатический, прикладной, народно-хозяйственный, на основе международных соглашений и другими.

По последним документам АЗРФ определена, но появился ряд оснований к уточнению южной границы. Очевидно, что не может быть универсального критерия определения этой границы в зависимости от цели районирования, как и в любом моделировании материальных и нематериальных систем.

В работе У. А. Винокуровой и Ю.В. Яковца «Арктическая циркумполярная цивилизация» на примере Республики Саха (Якутия) предлагается использовать многокритериальный подход на основе семи социогуманитарных критериев для определения границ АЗРФ.

Основываясь на приведённых аргументах предлагается внести в Российское законодательство понятие «единство и целостность природно-хозяйственного комплекса»; внести и разграничить понятия «Арктика» от понятия «Север» и «Крайний Север»; территорию всей РС (Я) признать относящейся к Арктической зоне. С аналогичными предложениями выступили представители Руководства Республики на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики в Санкт-Петербурге 7 декабря 2015 года. Представляется целесообразным использовать устоявшийся и апробированный опыт СССР и РСФСР в регулировании хозяйственной деятельности промышленного освоения гарантий жизнеобеспечения жителей Крайнего Севера. Роль государственно-частного партнёрства в АЗРФ, конечно, особая и существенно отличается от остальных регионов России. Это же определяет основные формы партнёрства (взаимодействия) государственных и общественных организации.

Например, в г. Санкт-Петербурге, который считают интеллектуальным Арктическим центром, основными формами взаимодействия исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга с общественными объединениями, таких как АОАН и иными негосударственными некоммерческими организациями, являются:

-        участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в подготовке общественно значимых решений исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга;

-   мониторинг общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями процесса и результатов реализации общественно-значимых решений исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга;

-         общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти;

-          совместные мероприятия и информационный обмен;

-      участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики г. Санкт-Петербурга и государственная поддержка их деятельности.

Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти г. Санкт-Петербурга осуществляется также в других формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Санкт-Петербурга, этот факт прослеживался при проведении и подготовке Арктического форума в феврале 2018 года, проводимого Арктической академией наук на базе СПбГМТУ.

Для взаимодействия общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти при разработке проектов нормативных правовых актов г. Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ, а также консультативных, координационных и других функций при исполнительных органах государственной власти города и их структурных подразделениях создаются общественные коллегиальные структуры: советы, рабочие и экспертные группы и др. Советы являются совещательными структурами, состоящими из представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, действуют на общественных началах. Исполнительные органы государственной власти города могут создавать Советы по собственной инициативе, а также по инициативе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Решение о создании Совета, его задачах и функциях, порядке формирования, порядке работы и обеспечении деятельности принимается соответствующим исполнительным органом государственной власти г. Санкт-Петербурга или лицом, замещающим государственную должность г. Санкт-Петербурга.

Перечисленные обстоятельства являются, скорее, определяющими к реализации, чем реализованными в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем трудно формировать модель, по которой оценивать особенности государственно-общественного партнёрства в АЗРФ. Провозглашаемым основанием такого партнёрства должен явиться постулат для реального партнёрства об обязательном рассмотрении решений общественных организаций или советов создавшим их органом или лицом, замещающим государственную должность, обладая при этом рекомендательным характером, как для органов государственной власти, так и для негосударственных некоммерческих организаций.

Исполнительные органы государственной власти должны обеспечивать возможность общественного обсуждения на основе гласности и открытости разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития города и его административных территорий, городских целевых программ. Общественное обсуждение как форма взаимодействия общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти обеспечивает общественное обсуждение жителями проектов решений, принятых решений и результатов деятельности исполнительных органов государственной власти региона, приоритетов социальной политики города и других общественно значимых вопросов.

В ходе подготовки к проведению совместных мероприятий общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации вправе запрашивать от исполнительных органов государственной власти необходимую информацию, документы и материалы. Рекомендации, выработанные в процессе совместных мероприятий, обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти и учитываются ими при принятии решений. Взаимодействие между общественными объединениями, иными негосударственными некоммерческими организациями и исполнительными органами государственной власти по широкому спектру социально значимых вопросов обеспечивается исполнительными органами государственной власти за счёт:

-     формирования и развития материально-технической базы единого информационно-коммуникационного пространства Арктичекого региона;

-  проведения гражданских форумов, ярмарок социальных проектов и программ общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, обсуждений по актуальным вопросам жизни региона, учреждения общественных приёмных, организации постоянно действующей интерактивной биржи общественных социально-значимых проектов и программ;

-   прозрачности и открытости деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений по вопросам социально-экономического развития Арктического региона;

-  обеспечения доступа общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций к информации, необходимой для их социально значимой деятельности.

Участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики должно обеспечиваться размещением среди НКО государственного заказа на оказание услуг в социальной сфере и выделением субсидий из бюджета для финансирования социально значимых проектов, разрабатываемых и реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.

Государственная поддержка общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций выражена в виде:

-       предоставления льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет региона, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и правовыми актами Арктического региона;

-    предоставления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, полное или частичное освобождение от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Арктического региона;

-  предоставления помещений, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование в порядке, установленном правовыми актами, на период выполнения социального заказа либо участия в городской целевой программе;

-   предоставления права на оплату коммунальных услуг по тарифам, предусмотренным для бюджетных учреждений;

-   обучения членов и участников общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, организации обеспечения просветительской деятельности по вопросам общественно-государственного партнёрства, оказания методической, консультативной и иной помощи общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям;

-    организации обмена опытом участников общественно государственного партнёрства, содействия в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

-    развития инфраструктуры взаимодействия гражданского общества и исполнительных органов государственной власти, в том числе укрепления действующих и создания новых государственных учреждений и иных профильных некоммерческих организаций, обеспечивающих общественно-государственное партнёрство.

Успешная реализация изложенных выше положений взаимодействия исполнительных органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями позволит активизировать процессы институциализации гражданского общества и его самоорганизации, обеспечить развитие общественного самоуправления и общественного контроля, установить партнёрские отношения исполнительных органов государственной власти, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Современная социально-политическая ситуация в России существенно отличается от середины ХХ века, когда централизованная система управления позволяла реализовать северную (Арктическую) политику на основе директив Госплана СССР. В настоящее время необходима гармонизация отношений «Наука-власть-бизнес» в условиях формировании гражданского общества. А это означает вовлечение институтов местного самоуправления, активного общественного ресурса, научного обоснования принимаемых решений. Арктическая общественная академия наук в течение пятнадцати лет продолжает отстаивать научные принципы, способствующие устойчивому развитию Арктической зоны Российской Федерации, обеспечению достойного качества жизни населения Арктики. Большинство секций Академии работают внутри университетов. Мы понимаем, что образование — это важнейшая государственно-образующая деятельность учёных (педагогов) и ответственность государства. Заметим, что значительная часть членов Академии является ведущими профессорами лучших университетов, институтов и академий России, Болгарии, Финляндии, Франции, Китая, Казахстана, Армении и других стран. Именно эти люди несут в молодёжные аудитории фундаментальные и прикладные знания.      

Существует безусловная необходимость активного и конструктивного сотрудничества государства, науки, промышленности и предпринимательского сообщества в целях формирования и реализации единой стратегии инновационного развития современной Арктики. Поиск и принятие совместных согласованных решений должны отвечать общим интересам, способствующим устойчивому развитию экономики, социальных и экологических условий проживания в Арктике и возвышать голос науки и общественности в вопросах управления Арктическим регионом.


Автор: Митько Арсений Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, вице-президент, председатель совета молодых учёных Севера. Арктическая общественная академия наук, г. Санкт-Петербург.

Источники:

1. Об общественных объединениях: Федеральный закон [от 19.05.1995 № 82-ФЗ] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob/j .

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 09.09.2000 г. № 1895.

3. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 г. Утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537.

4. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности.– М.: Дружба народов, 2003. 544 с.

5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Комментарии