Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Из Оби в Енисей: неоконченная история южного морского пути

Из Оби в Енисей: неоконченная история южного морского пути
11 Февраля, 2019, 10:33
Комментарии
Поделиться в соцсетях
На фото: в торосах Гыданского залива с ручным буром Казанцева.

В этой статье пойдёт речь про Обь-Енисейский район Карского моря, являющийся морской коммуникацией между двумя великими сибирскими реками Обью и Енисеем. В его составе три судоходных акватории: Обская губа, Гыданский и Енисейский заливы. Поиски судоходных путей, картографирование, лоцийное описание и навигационно-гидрографическое оборудование этого района были начаты почти три века назад и с различной степенью интенсивности продолжаются по сей день, но регулярного каботажного судоходства между соседними, большими и богатыми регионами, Красноярским краем и Тюменской областью – не существует. Имеются только мизерные объёмы перевозок из Обской губы в Гыданский залив, связанные с обеспечением жизнедеятельности национального села Гыда и нескольких факторий. Справедливости ради следует отметить, что все остальные виды транспортного сообщения между регионами также не получили должного развития. Железнодорожный путь Чум – Салехард – Игарка (стройки 501 и 503 ГУЛЖДС) на завершающей стадии строительства в 1953 году был законсервирован и с годами полностью разрушился. Регулярного прямого авиационного сообщения нет даже между столицами субъектов – Тюменью и Красноярском. На сегодняшний день судоходные пути Обь-Енисейского района используется только для транзитных перевозок полиметаллической руды, леса, и углеводородного сырья предприятий нефтегазового комплекса для предприятий РФ и за границу.

Посёлок Гыда в навигацию 1980 года


Сделаем ретроспективу истории освоения этого региона, попробуем понять, зачем всё это делалось в тяжелейших условиях Крайнего Севера, и какие имелись перспективы…

31 августа 1737 года, после трёх неудачных попыток в 1734 – 1736 гг., обско-енисейский отряд Великой северной экспедиции под командованием лейтенанта Дмитрия Леонтьевича Овцына вышел  к устью Енисея, которое, по их определению, располагалось на широте 71°50'. Таким образом, отряд справился с  поставленной перед ним задачей: пройти морским путём из Оби в Енисей, выполнив громадный объём гидрографических и геодезических работ. По этим материалам были составлены первые карты Обь-Енисейского района. Они не были достаточно точными, но давали возможность последователям планировать работы по их уточнению и совершенствованию.

Незадолго до этого исторического события произошёл эпизод, который  описан  в «Очерках  из истории географических исследований 1725-1765 гг. Плавание из устья Оби к устью Енисея» географа и историка географии В.И. Грекова  следующим образом: 

«…суда Овцына  6 августа 1737 года  достигли северной оконечности п-ова Явай у мыса «Турасоль» (Туры-Сале, 72°46' с. ш.). Они находились у входа в Гыданский пролив. Из-за небольших глубин Д.Л. Овцын не решился войти в него и пошёл к северу».

На основании этого описания можно сделать следующие выводы:

1. Датой открытия Гыданского пролива следует считать  6 августа 1737 года.

2. Д. Овцын, будучи опытным мореходом, усмотрел в этом проливе возможный вариант морского пути на восток, не выходя в открытое море, изобилующее дрейфующими льдами, с которыми его судам не справиться.

3. Команда Д. Овцына, как минимум, сделала рекогносцировочный промер на входе в пролив, и было принято решение, что глубины недостаточны для безопасного плавания палубного бота «Обь-Почтальон»  с осадкой 2,3 метра и дубель-шлюпки «Тобол» с осадкой 2,1 метра.

4. Широта мыса Туры-Сале - 72°46' с. ш., полученная методами и инструментами той эпохи,  отличается от современной на 1,5-2', что свидетельствует о высоком мастерстве штурманов.

После экспедиции Д. Овцына происходит полуторавековой перерыв в гидрографических исследованиях Обь-Енисейского района, и только в 1894 – 1896 гг. экспедиция А.И. Вилькицкого на пароходе "Лейтенант Овцын" и парусной барже «Лейтенант Скуратов» обследовала и нанесла на карту острова Вилькицкого, Сибирякова и полуостров Явай. Затем последовал тридцатипятилетний перерыв, и уже молодое Советское государство делает попытки планомерного гидрографического изучения Обь-Енисейского района. Они происходили в период 1920 – 1932 годы под руководством Комитета Северного морского пути (КСМП), а с 1932 года под руководством ГУСМП. Главной целью этих работ было создание судоходной транспортной системы, позволяющей обеспечить снабжение коренного населения проживавшего на севере Гыданского полуострова в полном отрыве от цивилизации. Суда-снабженцы того времени представляли собой небольшие маломощными пароходы, без ледового усиления, и каждый их выход в открытое Карское море был связан с большим риском. Чтобы обезопасить плавание из Обской губы в Гыданский и Енисейский заливы, перед гидрографами прямо ставилась задача – отыскать южный морской путь!

Так, в 1926-м году экспедиция КСМП на пароходе «Север» осуществляла поиск южного морского пути в Гыданский залив, а в 1930 году происходило плавание шхуны «Мейснер» в Гыданский залив, вторичное обнаружение и промер южного морского прохода из Оби в Енисей. В эти годы были  выполнены большие объёмы промерных работ, которые позволили обнаружить несколько судоходных фарватеров с различными проходными глубинами через Большую Отмель к югу от островов Вилькицкого, Неупокоева, Сибирякова и вдоль западного берега острова Олений. Завершающим этапом, гидрографических исследований, который позволил закрыть все необследованные площади акватории Обь-Енисейского района, явился период с 1970 по 1980 годы, когда в связи с планами обустройства Тюменского севера, Министерство Морского Флота СССР обязало Гидрографическое Предприятие выполнить  систематическую гидрографическую съёмку рельефа дна Гыданского залива  в масштабе 1:25000  и обеспечить его средствами навигационного оборудования. Это должно было создать условия для безопасного плавания  речных судов и судов класса река-море Обь-Иртышского речного пароходства при обеспечении «Северным завозом» национального села Гыда, а также способствовать развёртыванию геолого-разведочных работ по поиску газа и нефти на Гыданском полуострове.

Работа была поручена Диксонской гидрографической базе ГП ММФ. Основной масштаб съёмки был 1:25000, наиболее ответственные участки, как то: Гыданский пролив, мыс Мамонта, мыс Плавниковый, бухта Мелководная, бухта к югу от островов Песцовых – были отработаны в масштабе 1:10000, а входные (барные) участки рек Юрибей и Гыдаяха, ведущие к фактории Юрибей и селу Гыда, были сделаны в масштабе 1:5000.

103. Фактория Мачуй-Сале 1980 г..jpg


В результате работ, на весь район была впервые создана полная коллекция морских навигационных карт масштаба 1:50000 в количестве четырнадцати единиц и масштаба 1:25000 – две единицы.  Сделана большая корректура «Лоции Карского моря. Часть 2. Обь-Енисейский район». Даны рекомендации судоводителям по особенностям плавания в районе и местам отстоя судов в случае штормов.

Параллельно с ледовым промером велось строительство навигационных знаков с радиолокационными отражателями К-1.0 на наиболее ответственных участках трассы к посёлку Гыда.

Начиная работы, диксонские гидрографы в «Техническом проекте на промер  Гыданского залива» сделали акцент на обследовании Гыданского пролива и пролива Олений с целью использования этих проливов для плавания судов с малыми осадками, чтобы избегать выхода в открытое море при плавании из Обской губы в Енисейский залив. По результатам промера в мелководном, изобилующим «осушками» Гыданском проливе, соединяющем Гыданский залив и Обскую губу,  был выявлен извилистый, узкий – шириной от 100 до 300 метров – фарватер. Его протяжённость составляет 19 километров. Минимальные глубины обнаружены в виде трёх небольших баров, один на входе в пролив из Обской губы и два в средней части пролива. Минимальные глубины на этих барных участках, приведённые к среднему многолетнему уровню моря, -- около двух метров. Между барными участками  глубины достигают четырёх-пяти метров.

Ниже на гугловском снимке розовым цветом представлен внемасштабный контур фарватера Гыданского пролива, предполагаемого для прохода судов с малой осадкой, а оранжевым цветом показан проход для катеров:   



Пролив Олений, соединяющий Гыданский и Енисейский заливы также мелководен, с минимальными глубинами, приведёнными к среднему многолетнему уровню моря, -- два метра. Протяжённость фарватера 62 километра, ширина в самых узких местах – около 200 метров. Ниже представлен внемасштабный контур фарватера пролива Олений на гугловском снимке:



Таким образом, с учётом приливо-отливных и сгонно-нагонных факторов, этими проливами возможно совершать плавание небольших судов с осадкой 1,5-1,8 метра.

Казалось бы, после выхода коллекции карт, в составе которой на Гыданский пролив была карта масштаба 1:25000, с хорошо «прорисованным» фарватером, большой корректуры лоции, судоводители, используя благоприятную погоду, могли совершать хотя бы единичные проходы этими проливами – но конкретных фактов таких плаваний выяснить не удалось.

Возникают вопросы:

1. Почему всё же проливы не использовались местными судоводителями?

Если фарватеры действительно не использовались, то, видимо, главной причиной было отсутствие навигационного ограждения (створные знаки, буи, вехи), которое, из-за  удалённости, обслуживающая район структура (окружное управление водных путей и судоходства) просто не выставляла на фарватерах в период навигации.   

2. Знали и знают ли сейчас судоводители,  работающие в районе, о существовании этих фарватеров?  

Обновлённая коллекция навигационных карт появилась в начале 90-х, в период распада страны, в такой обстановке возможно, было не до отслеживания сообщений о выходе новых карт и корректуры лоций, особенно на периферии, где численность флота была незначительной. Не исключено, что информация так и не дошла до судоводительского сообщества.

3. Почему ГУНИО «изъяло без замены» из обращения карту М 1:25000 Гыданского пролива, вместо того, чтобы обновить её, используя новые технические средства  и технологии?

По-видимому, без глубокого анализа был выполнен пункт какой-то ведомственной инструкции.

На оставшихся в пользовании  картах масштабов 1: 50000 и 1: 100000 фарватер Гыданского пролива не читается, и, соответственно, ни один судоводитель не подумает в него входить.

4. Нужен ли такой путь на трассе СМП в XXI веке, веке танкеров и контейнеровозов  класса Arc-7 и атомных ледоколов с осадками  9 – 10 метров? Разумеется, для такого флота – не нужен, тем не менее следует посмотреть на флот, работающий не на нефтегазовый и металлодобывающий  комплексы, а на обслуживание местного населения Гыданского полуострова и рыбопромысловой отрасли региона. Выяснится, что он недалеко шагнул вперёд в плане модернизации и замены на новые типы судов  за последние 40 – 50 лет.

Вот некоторые суда, работающие в Обь-Енисейском районе сегодня, они либо постройки 60-80-х, либо новой постройки по проектам тех же годов:

1. «Нум» - осадка около 1,8 м.

2. «Полярная Звезда» - осадка от 1,3м до 2,1м.

3. «Ямал» - пассажирский теплоход – осадка 1,65м.

4. «Тюменский 32» - осадка около 1,75м.

5. «Советская Арктика» - осадка от 1,6м до 2,3м.

6. «Капитан Белодворцев» - осадка от 1,3 до 2,5 – 3,0 м.

Принимая во внимание габариты и осадку этих судов, не следует исключать возможность их прохождения проливами, а также возможность отстоя там во время штормов.

Сейчас полным ходом идёт освоение нефтегазовых месторождений Ямала и западного побережья Гыдана, открытых в советский период, причём они находятся в относительно глубоководной Обской губе, где десятиметровая изобата простирается до параллели Ямбурга. Можно предположить, что со временем встанет вопрос об освоении месторождений, используя акватории Гыданского залива и Юрацкой губы, глубины в которых значительно меньше. Так, в вершине Гыданского залива на подходах к селу Гыда глубины около 2,5 – 3-х метров, соответственно, понадобятся новые исследовательские и транспортные суда с осадкой, не превышающей двух метров. Вот для таких судов Гыданский пролив и пролив Олений могут стать повседневными судоходными путями.

Разумеется, что для обеспечения безопасного плавания необходимо сделать «обновление» промера 1970 х годов. Но эта работа уже не будет столь трудоёмкой, как у первопроходцев. Так как нет необходимости обследовать всё мелководье Гыданского пролива, имеющего площадь около ста квадратных километров, а нужно сделать только контрольный промер самого фарватера, имеющего площадь всего около четырёх квадратных километров, то есть остальные 96 квадратных км, где глубины в летний период меньше одного метра, обследовать смысла нет.

В настоящее время на смену средствам координирования местоположения и навигационного ограждения пришла спутниковая навигация, морским навигационным картам – цифровые карты.  Всё это позволяет без больших затрат осуществлять безопасное плавание.

Анализируя "плановое положение" фарватера Гыданского пролива путём совмещения карты М 1:50000 с "гугловским" изображением местности, видно, что  фарватер кардинально не поменял свои контуры:



Фарватер пролива Олений более широкий и чётко не оконтурен, поэтому аналогичную процедуру сделать не удалось. Тем не менее, в случае отсутствия критических изменений глубин, что проверяется контрольным промером барных участков, их можно будет использовать для плавания мелкосидящих судов, не выходя в открытое море за острова  Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Сибирякова, Олений, что сократит и обезопасит плавание.

На прилагаемой карто-схеме показаны маршруты:


 

Розовым цветом обозначена экспедиция лейтенанта Д.Л. Овцына 1737 года.

Синим цветом – традиционный,  для морских крупнотоннажных судов.

Жёлтым цветом – различные варианты прохождения Большой Отмели судами с осадкой, не превышающей три метра.

Красным цветом – южный морской путь, проходящий по Гыданскому проливу и проливу Олений, территориально относящийся к Тазовскому району ЯНАО.


Гыда современная, фото А.А. Горчаковского


Автор: инженер-гидрограф Илья Яковлевич Кобленц.

Авторы фотографий: Г.М. Доронин, В.С. Новопашин, А.А. Горчаковский.

Литература:

Белов М. И. «История открытия и освоения Северного Морского Пути».

Греков В.И. «Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг».



Комментарии