Как «Палтус» в северных морях

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
4 Марта, 2021, 06:16
Как «Палтус» в северных морях
Фото: Антон Новгородов

Ремонт нужного «Калибра»

При доминанте стратегического атомного ракетоносного подводного флота в составе подводных сил Северного флота России роль дизель-электрических субмарин нельзя недооценивать. Неслучайно в составе флота в строю находятся пять подводных лодок проекта 877 «Палтус». Эту серию специалисты часто называют «Варшавянка» из-за того, что первоначально предполагалось оснащение этими субмаринами ВМС стран Варшавского договора.

Корпус «Варшавянки» выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с абсолютным минимумом забортных отверстий. Несмотря на скромную мореходность в надводном положении, выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и значительно снизить шумность субмарины. 

Модернизация подводных сил флота предполагает размещение на дизельных торпедных субмаринах ракетного оружия. В частности, предполагается, что субмарины проекта «Палтус», входящие в состав 161 отдельной бригады подводных лодок Северного флота с базированием в Полярном после ремонта и модернизации будут или уже оснащены ракетными комплексами Калибр (вместо части торпед). В немодернизированной версии в состав вооружения входят 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. Шесть отсеков прочного корпуса функциональны, невзирая на относительно малые размеры лодки (наибольшая ширина корпуса 9,9 метров).  

Три палубы первого отсека заняты торпедным оружием, жилым помещением и первой группой аккумуляторов. На трёх палубах второго отсека размещены центральный пост, рубка радиста и штурманская рубка. Две палубы третьего отсека заняты помещениями экипажа, нижняя предназначена для второй группы аккумуляторной батареи. Энергоёмкости аккумуляторных батарей хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Четвёртый отсек является дизель-генераторным. Пятый отсек — электромоторным. Именно из него выпускается кормовой аварийный буй. Шестой кормовой отсек предназначен для электродвигателя экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк. 


Фото: militaryarms.ru

Справка: Подводные лодки проекта 877 водоизмещением 2300 тонн с предельной глубиной погружения 300 метров имеют два дизеля типа 4-2ДЛ42М мощностью 1000 кВт. Запас хода составляет более 6500 миль на 7 узлах. Экипаж — 57 военных моряков, из которых 12 офицеры. Спальных мест при этом, исходя из постоянного дежурства на вахтах — 45. Именно по этой причине в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Насколько ценится наша «Варшавянка», можно судить по закупкам этой дизель-электрической подводной лодки для ВМС Китая. Китайцы, также имеющие на вооружении атомные подводные субмарины стратегического назначения, не пожалели средства на покупку 10-ти модернизированных вариантов экспортной подводной лодки проекта «Палтус». 


«Варшавянка» на экспорт

Кстати, изначально разработанный как экспортный вариант проект 636 эксплуатируется и Россией — 6 подводных лодок поступили на Черноморский флот, две на Тихоокеанский (строится еще 4) и одна заказана для Балтийского флота. Шесть лодок этого проекта входят в состав ВМС Вьетнама, четыре продано Алжиру. Учитывая, что цена одной приблизительно составляет 300 миллионов долларов, российский бюджет получил солидные дивиденды. Конкуренции нашим дизель-электрическим субмаринам в мире нет. Немцы, к примеру, строят свои дизель-электрические подводные лодки для Норвегии и Израиля в два раза дороже за единицу.

Что касается Китая, то в Поднебесной вовсю готовятся к войне, но деньги считать там умеют. И покупают самое лучшее. В состав ВМС КНР входят, помимо десяти многоцелевых атомных, 68 дизельных подводных лодок, среди которых «Варшавянки» считаются лучшими. Еще 30 субмарин — в резерве, боевой состав постоянно пополняется современными субмаринами с крылатыми ракетами российского и китайского производства, которые обеспечат массированные удары по надводным кораблям и береговым целям.


Фото: Антон Новгородов

Исходя из анализа военно-политической обстановки, можно с уверенностью предсказать, что тлеющий конфликт вокруг Тайваня и Сенкаку может перерасти в горячую фазу, правда ровно до того момента, как возникнет прямая угроза ядерного возмездия. Оно может быть инициировано только в одном случае — неприемлемые потери. Тайвань в одиночку не способен противостоять Китаю. 

Но и Китай отдает себе отчёт, какие именно меры в отношении строптивого Тайбэя может позволить себе Поднебесная, чтобы продемонстрировать миру свою решимость и одновременно сплотить внутренний электорат вокруг коммунистической партии. Здесь толстая красная линия становится тонкой гранью, за которой может быть бездна. 

Прежде всего НОАК отправит в регион ВВС. По числу боевых самолетов Китай является второй в мире страной после США. ВВС КНР включают 30 авиадивизий (из них 3 бомбардировочные, 3 штурмовые, 22 истребительные и 2 транспортные).  Компании Chengdu и Shenyang активно разрабатывают истребитель пятого поколения. Что же касается палубной авиации, то китайские истребители J-15 — клоны российских Су-33 — не единственная угроза для противника. 

Китай по заключенному ещё в 2015 году контракту стал первым иностранным покупателем российских истребителей поколения 4++ Су-35, получив 24 самолета. Сумма сделки составила тогда 2,5 миллиарда долларов.  

Поднебесная гарантированно обеспечит себе господство в воздухе во всей западной части Тихого океана, и ей для этого хватит двух авианосных групп. К тому же, отойдя от береговой линии обороны к «первой островной линии» по рубежу Окинава — Тайвань – Филиппины, Китай задействует свои малошумные дизель-электрические подводные лодки.  


По прозвищу «Чёрная дыра»

Эти лодки, учитывая их малошумность, способны оказаться в самом неожиданном месте для противника и поразить любую цель от надводного корабля до объекта стратегической инфраструктуры. А нанеся удар, скрыться на глубине.  

В северных водах, где собственно водятся палтусы, а это разновидность камбалы, «Варшавянка» также незаменима. И это было доказано не раз незаметным проходом субмарины этого типа под водами Ла-Манша в непосредственной близости от берегов одного из бенефициаров НАТО — Великобритании. Акустики «Астьюдов» и «Вэнгардов» так и не обнаружили нашу дизельную лодку. Палтус — рыба донная, живёт на большой глубине в среднем лет тридцать, примерно, как наша знаменитая подводная лодка с тем же названием. 


Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

К слову, лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами. Это объясняется отсутствием шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ. Нет на субмарине и шумных дизельных двигателей надводного хода. 

Уменьшение шумности агрегатов дополняется обтекаемой формой и специальным гидроакустическим покрытием корпуса. Не зря на западе за скрытность «Варшавянка» получила прозвище «Чёрная дыра». Шумность лодки на 2-5 узлах составляет всего 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 метр. Конечно, она заметнее, чем хищная рыба палтус. Но поймать «Варшавянку» донными крючковыми ярусами точно не получится. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике