Сейчас в Мурманске

22:20 -8 ˚С Погода
18+

Как реализуются арктические статьи бюджета Канады

В соответствии с обещаниями премьера Д. Трюдо, Канада увеличила бюджет на арктическую политику


Как реализуются арктические статьи бюджета Канады
Фото: Ansgar Walk, The Arctic Institute

В соответствии с обещаниями премьера Д. Трюдо, Канада увеличила бюджет на арктическую политику. Бюджет 2019-2020 г. ещё не реализован, пандемия коронавируса вносит свои коррективы, однако изменения бюджетной политики предыдущих лет очевидны и заслуживают внимания.

 

Дилемма «ковид/милитаризация»

В Канаде бюджетный год не совпадает с календарным. Бюджет принимают на период с 1 июля по 30 июня следующего года. Бюджет 2019-2020 г. вот-вот будет реализован и начнётся новый бюджетный период. До пандемии коронавируса ожидали увеличения расходов на Арктику. Большинство «арктических» статей расходов идут в Северо-Западные территории (административная единица) Канады.

Сейчас члены парламента говорят о громадном дефиците общефедерального бюджета в размере 256 млрд канадских долларов (американский доллар по текущему курсу равен 1,36 канадским долларам).

В 2019-2020 г. федеральное правительство потратило примерно 700 млн канадских долларов на арктическую политику (экономическое развитие, инфраструктура, экология и научные исследования и т.д.). 400 млн долларов выделено на развитие транспортной инфраструктуры в северной части Канады (все те же Северо-Западные территории).

Главное отличие статей расходов бюджета 2019/2020 г. и бюджетов 2020/2021 г. – траты на военные расходы. Ключевой тезис – «Канадская Арктика и Север находятся под надёжной защитой». Эксперты подчеркивают, что в бюджете 2019/2020 г. отсутствовали расходы на военные цели. В качестве примера приводится национальная стратегия судостроения Канады. Планировалось, что модернизация современного ледокола «Джон Дифенбакер» будет завершена в 2017 г., но до сих пор этого не произошло. Модернизация ледокола неоднократно фигурировала в предвыборных обещаниях находящихся у власти консерваторов. В бюджете 2020 г. запланированы траты на модернизацию ледокола. В этом аспекте, как и во многих других, происходит синхронизация политики Канады с более могущественным соседом США.



Ледокол «Джон Дифенбакер». Фото: espritdecorps.ca


Важнейший пункт милитаристской политики Канады – это модернизация системы Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Речь идёт об объединённой американо-канадской системе, задачи которой состоят в обеспечении контроля воздушного и околоземного пространства Северной Америки. Эксперты в Канаде и США не скрывают обеспокоенность необходимостью противодействия российским летательным аппаратам, а также новым крылатым ракетам воздушного базирования.

По приблизительным подсчётам, необходимо около 11 млрд долларов для модернизации арктической части системы. Причём примерно половину будет платить именно Канада, имеющая протяжённые арктические территории. Очевидно, что канадский бюджет не способен быстро покрыть эти расходы, поэтому процесс, возможно, затянется. Тем не менее, Канада вынуждена следовать в фарватере политики США, истеблишмент которых твёрдо намерен реализовать проект в течение 3-5 лет.

Отход от мазута и субсидии арктическим территориям

Североамериканский истеблишмент подчёркивает необходимость расширения возможности наблюдения не только по военным, но и природно-климатическим параметрам. Потепление не приводит к исчезновению льда в канадской Арктике. Скорее, происходит фрагментация ледяных образований, что делает опасным морской транзит. Это усиливает значимость мониторинга океанических и прибрежных территорий и, соответственно, значимость исследований.

Другие направления арктического бюджетирования менее масштабны. В частности, речь идёт о переходе на экологически чистую энергетику и, соответственно, отказ от мазута. Канада готовится к полному запрету на использование в арктических водах дизельного топлива к 2030 г. Это требует создания соответствующей инфраструктуры. Сейчас примерно 37% канадских судов осуществили переход с мазута на более экологичное топливо. В канадском бюджете заложены амортизационные средства для подобного перехода, который сопровождается увеличением расходов и предполагает дополнительное субсидирование арктических общин (в том числе и для продуктов питания). По мере увеличения потерь морского льда растут потребности арктических территорий государства, и это также требует соответственного реагирования.


 

Канадский Юкон (Северо-Запад Канады). Фото: David Kilabuk, CBC

 

Пандемия коронавируса существенно осложнила планы Канады по развитию Арктики. В скором времени будет обнародован бюджет, однако масштабных сокращений расходов на арктические статьи не предполагается. Канадцы вынуждены следовать в милитаризованном фарватере США и несомненно будут увеличивать траты на милитаризацию Арктики.

Канада, как и Россия, не очень заинтересована в интернализации Арктики. Северо-Западный проход Оттава считает своей территорией, а Вашингтон – общей. Тем не менее, географическая близость и политическая взаимозависимость стран исключают возможность жёстких возражений со стороны Канады.

Характерно, что М. Трюдо перед выборами в парламент (октябрь 2019 г.) не акцентировал внимание на военных расходах в Арктике и больше говорил о дорожной карте развития северных территорий. В целом правительство М. Трюдо допускает меньше антироссийской риторики, нежели правительство С. Харпера (2006-2015 гг.). Даже несмотря на пандемию, Оттава будет следовать в жёстком фарватаре США и поддержит милитаризацию Арктики. Это не означает сокращение расходов по другим арктическим статьям, однако военные расходы будут расти.


***

Дмитрий Михайличенко, д-р филос. н., специально для GoArctic

далее в рубрике