Как режим порто-франко спасёт экономику Заполярья

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
15 Июня, 2020, 04:40
Как режим порто-франко спасёт экономику Заполярья
Фото: portnews.ru

 

Базирующийся в США Арктический институт представил анализ социально-экономического развития Арктики через призму создания свободных портов Заполярья.

В России исторически сложилась широкая практика использования специальных правовых режимов для развития дальних регионов. Одним из наиболее ярких примеров является Свободный порт Владивосток. Статус порто-франко был у города ещё во второй половине 19 века. В октябре 2015 года Владивосток вновь получил специальный правовой режим. Согласно оценке экономического роста, создание Свободного порта Владивосток должно увеличить ВРП Приморского края в 2,2 раза в 2025 году и в 3,4 раза в 2034 году.

Пример Владивостока показывает, как специальный правовой режим «Порто Франко» может положительно влиять на морские перевозки. Относительный успех свободного порта во Владивостоке побудил правительство России реализовать такую ​​инициативу в других морских портах.

 


Владивосток. Фото: photovladivostok.ru

 

По итогам переговоров федерального правительства России и региональных властей Мурманской области было принято решение в 2020 году создать в Мурманске зону перспективного развития «Столица Арктики», а местный морской порт может получить статус порто-франко. Ожидается, что либерализация правил торговли и инвестирования будет способствовать общему социально-экономическому развитию региона.

Но в российской Арктике готовятся и более масштабные инициативы. Недавно прозвучали призывы расширить статус свободного порта на все арктические территории России и создать там льготный правовой режим. Законопроект, посвящённый особому экономическому режиму в Арктике, уже внесён в российский парламент. Ожидается, что компании будут пользоваться режимом свободной торговли, более простыми административными процедурами и льготными налоговыми тарифами. Этот режим будет аналогичен Свободному порту Владивосток. Инициатива по внедрению режима «Порто Франко» была выбрана в качестве инструмента для ускорения развития арктического региона. В апреле 2020 года законопроект уже прошёл первое чтение.

Наличие свободных портов во Владивостоке и Мурманске – это шаг к созданию пояса свободных портов вдоль Северного морского пути. В связи с увеличением навигационного периода по Севморпути эта инициатива получает всё более рациональные основания для полноценной реализации. Однако вопрос о реальной эффективности Северного морского пути всё еще обсуждается. Аргументы «за» – короткое расстояние, аргументы «против» – сложность маршрута и отсутствие инфраструктуры.

 


Мурманск. Фото: Станислав Казнов


Несомненно, что о статусе порто-франко для арктических портов говорят не только в России. Эта идея широко обсуждается, например, в канадском правительстве.

Почему же «Порто Франко» может работать в Арктике? В отличие от многих других регионов, в которых часто имеется только один суперпорт, в арктическом регионе находятся десятки потенциально успешных крупных портов (Киркенес, Вардё, Архангельск, Беломорск, Мурманск, Тикси, Черчилль и другие). Арктическая сеть свободных портов позволит предприятиям с меньшими затратами осуществлять операции вдали от крупных морских портов. Открытие новых маршрутов доставки через сеть свободных портов, несомненно, позволит оптимизировать бизнес-процессы логистических компаний.

Свободные порты могут дать побочный эффект в виде новых производственных кластеров. Увеличение доли производственной активности в экономике российских и канадских арктических регионов окажет положительное влияние на производительность, уровень заработной платы и занятость. Гибкость цепочки поставок, предлагаемая свободными портами, может использоваться автопроизводителями, фармацевтическими компаниями и предприятиями пищевой промышленности, которые занимаются скоропортящимися продуктами.

 


Вардё. Фото: pixabay.com

 

Рыболовство может значительно выиграть от создания таких свободных портов или особых экономических зон. Статистика показывает, что рыбная отрасль остаётся доминирующим сектором экономики в Арктике в связи с устойчивым ростом. Больше всего рейсов в совокупности приходится как раз на суда промысловой деятельности. Дальнейшее развитие рыболовства требует не только более эффективных транспортных путей между Азией, Северной Америкой, Россией и Европой, но и подходящей инфраструктуры для поддержки, строительства и ремонта рыболовных судов. Инновации и новые технологии производства также очень востребованы. И свободные порты могут внести существенный вклад в удовлетворение этих требований.

Но раз уж «Порто Франко» может работать в Арктике с такими перспективами, то почему такой режим вовсю не используется сегодня? Арктический институт подчёркивает, что причины кроются в отсутствии политической воли, преобладающей протекционистской политике и проблемах окружающей среды. «Порто Франко» можно развивать в рамках отдельного государства, и Россия уже на пути к этому, однако в глобальном масштабе эта инициатива не может быть реализована в ближайшем будущем. В первую очередь, Арктика обременена рядом различных и несовместимых торговых режимов отдельных государств. Консервативный подход арктических стран к торговле и инвестициям в регионе затрудняет социально-экономическое развитие в Арктике.

 


Киркенес. Фото: regnum.ru

 

Что касается экологических проблем, то они являются одной из основных причин, препятствующих арктическим странам в интенсивном экономическом развитии региона. Создание свободных портов и последующее увеличение промышленной и транспортной активности могут быть потенциалом экономического развития, если будет реализована политика в области охраны окружающей среды. Например, Полярный кодекс Международной морской организации был принят для защиты окружающей среды и экосистем Арктики путём, среди прочего, установления новых требований к безопасности судоходства и предотвращения загрязнения. Такие правовые и политические инструменты необходимо использовать и при развитии концепции «Порто Франко» в Арктике.

При режиме «Порто Франко» некоторые арктические морские порты теоретически могут войти в число 50 крупнейших портов мира по общей пропускной способности к 2028 году. «Порто Франко» может стать значительным вкладом в «голубую экономику» Арктики. Но для эффективной реализации политики свободной торговли необходима достаточная политическая воля всех арктических государств. Идея зоны свободной торговли высоко поддерживается частным сектором, что побуждает Арктический Совет постоянно вспоминать об инициативе глобальной зоны свободной торговли в Арктике.

далее в рубрике