Как «Северный танк» напугал норвежцев

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
11 Сентября, 2020 | 14:41
Как «Северный танк» напугал норвежцев
Фото: пресс-служба Северного флота

 

Пробивающий броню с двух километров

Тот факт, что министерство обороны России, помимо развития стратегических сил, уделяет пристальное внимание модернизации обычных вооружений, недавно особенно расстроил норвежских и финских визави. Ведь именно у границ Норвегии и Финляндии в прошлом году появились модернизированные танки Т-80БВМ, способные атаковать цели на расстоянии 3 километров.          

В норвежском оборонном ведомстве устами главы отдела связи армии Норвегии Пера Эспена Странде тут же заявили, что вооруженные силы страны срочно нуждаются в новых танках, чтобы противостоять модернизированным Т-80БВМ.

Справка:

Т-80БВМ — усовершенствованная версия Т-80БВ, включающая многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», обновленное 125-мм орудие 2А46М-4 (у боеприпасов сердечники из обедненного урана, пробивающие броню толщиной в 590-630 мм с двухкилометрового расстояния). Доработан газотурбинный двигатель мощностью 1250 лошадиных сил. Танк оборудован противокумулятивными решётчатыми экранами и комплексом модульной динамической защиты от огня противника (размещены на бортах в «мягких» контейнерах). Система динамической защиты «Реликт» является уникальной. Скорость танка составляет 70 км/ч. Танк оснащен усовершенствованной ходовой частью.

 

Фото: Алексей Михайлов / РГ

 

Оправдано ли беспокойство Осло?

Тревогу у Осло вызвали 26 поступивших на вооружение Северного флота российских танков, хорошо приспособленных на заводе ОАО «Омсктрансмаш» к арктическим условиям (в частности, их двигатели запускаются даже при -40°С).

Командующий норвежской армией Эйрик Йохан Кристофферсен, прошедший войну в Афганистане в составе войск западной коалиции, заявил, что норвежская армия срочно нуждается в закупке новых танков.

Военачальник отметил, что армия страны должна пополниться почему-то 84 боевыми машинами. Видимо для того, чтобы на каждый российский модернизированный Т-80БВМ приходилось минимум по три новейших танка.

Что же так напугало норвежцев? После того, как военнослужащие мотострелковой бригады Северного флота провели первые занятия по вождению на прозванных «северными» танках Т-80БВМ, на которых экипажи танков отработали движение по сложному рельефу местности одиночно и в составе подразделения, преодолели труднопроходимые заснеженные участки с установленными на маршруте искусственными и естественными препятствиями, стало понятно, что танк надежно преодолевает противотанковые рвы, колейные мосты, минно-взрывные ограждения, подъемы и спуски с разными углами наклона.

В условиях Крайнего Севера и Арктики модернизированный танк показал себя наилучшим образом, хоть экипажам зачастую приходилось действовать в условиях полярной ночи, глубокого снега и низких температур.

Скорее всего, именно успешная эксплуатация усиленным танковым батальоном отдельной мотострелковой бригады Северного флота модернизированных танков Т-80БВМ, наиболее приспособленных к действиям в условиях Крайнего Севера, вызвала столь оживленную реакцию норвежских военных. Во всяком случае, у них появился повод напрячь свой ВПК, а, быть может, закупить танки в Германии. Хотя, не секрет, что страны-эксплуатанты, знакомые с «Леопардом-2» — основным боевым танком Бундесвера — в один голос указывали на то, что немецкая боевая машина по многим параметрам уступает даже базовой модели Т-80.

 

Норвежский «Леопард 2A4NO». Фото: Soldatnytt, flickr.com

 

В настоящее время на вооружении соединения Северного флота состоят как танки Т-72Б3, так и Т-80БВМ. У военнослужащих мотострелковой бригады есть опыт эксплуатации обоих типов машин. К слову, экипаж соединения стал первым чемпионом «Танкового биатлона» на танке Т-72Б3. Однако, на параде, посвящённом Дню Победы в городе-герое Мурманске, по площади прошли Т-80БВМ, созданный на основе Т-80БВ.

Не прошло незамеченным видео, опубликованное телеканалом «Звезда», на котором была запечатлена стрельба по цели управляемой ракетой и осколочным фугасным снарядом Т-80БВМ. Кадры этого ролика были сняты изнутри машины. Была продемонстрирована загрузка боеприпаса и стрельба по цели, которая удалена от танка на три километра.

Ну а незадолго до показательных стрельб заместитель генерального директора по производству «Омского завода транспортного машиностроения» Алексей Хорошайло поведал, что навесные блоки дополнительной динамической защиты Т-80БВМ могут противостоять противотанковым боеприпасам с тандемным кумулятивным зарядом.

 

Видео: ТРК «Звезда»

 

Всё дело в боевом опыте

Все дело в том, что норвежцы имеют на вооружении «Леопарды», боевое применение которых ограничивалось небольшим количеством стран-эксплуатантов, при боевой массе в 63 тонны, что почти на 20 тонн тяжелее нашей боевой машины. А это в условиях снежных трасс Заполярья — существенная конкурентная слабость.

К тому же новейшая модификация Т-80БВМ создана с учетом боевого опыта, который Вооруженные силы РФ получили в ходе военной кампании в Сирии. Сирийские военные давно оценили преимущества российской боевой машины. Они сравнивали ее именно с «Леопардом-2», ведь на вооружении турецкой армии стоит та же техника, что и у норвежцев — основной боевой танк Бундесвера. И сравнение это далеко не в пользу немецкого оружия.

Проявили себя эти танки и в Йемене. В январе 2015 года поставленные Беларусью Йемену 66 танков Т-80БВ использовались в ходе вооруженного конфликта между шиитскими повстанцами-хуситами и правительственными войсками. В 2017 в боевой обстановке эффективно сработало штатное устройство динамической защиты.

По сообщениям из открытых источников, в том числе в выпущенном Минобороны России справочнике «Армия России в сравнении», указано, что у машины доработан стабилизатор вооружения и механизм заряжания под боеприпасы 3БМ59 «Свинец-1» и 3БМ60 «Свинец-2».

Бронебойный оперенный подкалиберный снаряд «Свинец-1» обладает сердечником из карбида вольфрама, а «Свинец-2» снабжен сердечником с урановым сплавом. Первый снаряд может пробить 700-740 мм однородной брони на дистанции в два километра, второй — 800-830 мм.

 

Фото: пресс-служба Северного флота

 

В отличие от «Леопарда» — не заглохнет

Но самое главное — это преимущества газотурбинного двигателя. Оперативная готовность даже базового танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надёжность пуска двигателя апробирована в любых климатических условиях и в боевой обстановке. Именно запуск двигателя определяет техническую готовность машины к выполнению боевой задачи и является одним из важнейших требований боевой готовности танка.

Пуск дизельного двигателя при низких температурах представляет собой сложную и достаточно продолжительную операцию. Этот процесс максимально облегчен на Т-80БВМ: подогрев воздуха на впуске и предпусковой подогрев усовершенствованы.

К слову, и на прежних модификациях двигатель не глох, даже если танк упирался в каменную стену. Дело в том, что силовая турбина ГТД, передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами (только через газовый тракт).

Эта особенность придает нашему танку несравненные, отличные от зарубежных аналогов свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий. Вот почему норвежцы запаниковали. Просто наш танк, в отличии от «Леопарда», вряд ли заглохнет в самый неподходящий момент.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике