Сейчас в Мурманске

01:18 1 ˚С Погода
18+

Холодная война в Арктике

Вооруженные силы
29 января, 2018 | 14:24

Холодная война в Арктике
После Второй мировой войны интерес к военному освоению Арктики резко усилился. Она стала одним из регионов мира, где холодная война велась очень активно. Существование военных объектов на островах и побережьях Северного Ледовитого океана в советское время было тайной, но в постсоветское время они были рассекречены и в подавляющем большинстве случаев упразднены. Ни история, ни география этого освоения Арктики по понятным причинам широкого освещения в открытой печати не нашли.

В последнее время СМИ часто пишут о возвращении наших Вооружённых Сил в Арктику, создании новых аэродромов, радиолокационных станций и восстановлении системы радиолокации над Северным Ледовитым океаном. Здесь можно только вспомнить, что новое – это хорошо забытое старое, и нынешнее утверждение России в Арктике представляет собой лишь частичное восстановление созданной в советское время инфраструктуры.
Самым интересным с географической точки зрения было участие в процессе военного освоения Арктики войск противовоздушной обороны страны. В состав ПВО как вида Вооружённых Сил входило три рода войск: радиотехнические войска (РТВ), истребительная авиация (ИА) и зенитно-ракетные войска (ЗРВ).
РТВ состоят из относительно небольших по численности частей, разбросанных на больших территориях. Их задача – только видеть, действовать они не могли. Образно выражаясь, РТВ, особенно на дальних рубежах, были «стражами Судного дня». Их боевая задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы увидеть на индикаторах радиолокационных станций воздушные армады противника, идущие в боевых порядках, и успеть передать: «Началось!». Спасение личного состава отдалённых подразделений РТВ планами военных действий не предусматривалось.

Части истребительной авиации были крупными по численности личного состава, они обладали мощной инфраструктурой, основу которой составляли аэродромы. Аэродромы, где базировались истребительные авиационные полки (ИАП), естественно, находились в ведении Министерства обороны, но часто использовались как аэродромы двойного базирования, используясь также гражданской авиацией.

Зенитно-ракетные войска по своему воздействию на окружающие их территории занимали промежуточное положение между ИА и РТВ. Зенитно-ракетные полки (ЗРП) состояли из дивизионов, располагавшихся на существенном расстоянии от тех объектов, которые они прикрывали. Но это расстояние измерялось не сотнями и даже тысячами километров, как в случае РТВ, а в лучшем случае десятками. Но и столь высокого уровня территориальной концентрации, как в случае с ИАП, ЗРП не имели, в Арктике они использовались для прикрытия расположенных поблизости стратегических объектов.

Войска ПВО СССР начали развёртываться в Арктике в середине 50-х годов. Это было связано, в первую очередь, с развитием атомного оружия. Основным средством доставки атомного оружия до конца 60-х – начала 70-х годов была стратегическая авиация, кратчайший путь между двумя сверхдержавами, СССР и США, проходил через Северный Ледовитый океан. Холодная война в любой момент могла превратиться в «горячую» Третью мировую войну. Это хорошо осознавалось обеими сторонами. Соединённые Штаты первыми начали создавать в Арктике военные объекты, предназначенные для вероятного нападения на СССР. С 1947 года началось развёртывание частей стратегической авиации США на Аляске (Фэрбэнкс, авиабаза Эйелсон). Сейчас место стратегической авиации на Аляске заняли истребительные авиачасти, эти базы переориентированы исключительно на оборону. В 1951 году была создана база стратегической авиации США в Туле (Гренландия), существующая поныне, правда, значительно уменьшившись со времён холодной войны. Кроме того, были созданы военно-воздушные базы США в Исландии, Норвегии, Великобритании и Японии (последние использовались для полётов разведывательной авиации, в том числе и в Арктику).

Система авиабаз позволяла стратегической авиации США свободно перемещаться между ними, в том числе и с целью боевого патрулирования при полном боекомплекте. Так, в 1967 году при подлёте к авиабазе Туле разбился стратегический бомбардировщик B-52 с ядерными бомбами на борту. В случае начала военных действий стратегическая авиация США, постоянно находившаяся в арктическом небе, могла в любой момент повернуть на юг в сторону СССР. Как видно из рис. 1, основной маршрут боевого патрулирования стратегической авиации США в Арктике между Аляской и Гренландией проходил вдоль всего северного побережья СССР и, соответственно, под угрозой была вся территория страны (рис.1).






Рис. 1. Размещение частей и подразделений войск ПВО страны в Арктике (50-е – начало 90-х гг., составлено автором по открытым источникам; размещение частей и подразделений на Кольском полуострове показано условно)

 

С этого же времени складывается просуществовавшая до 90-х годов организационная структура войск ПВО нашей страны. Части и соединения войск ПВО были построены по географическому принципу. Верхний уровень этой структуры составляли Московский округ ПВО и отдельные армии (ОА) ПВО. Штабы ОА располагались в крупных городах. Север Европейской части СССР прикрывался частями и подразделениями 10-й ОА со штабом в Архангельске. Небо на арктической частью Сибири закрывала 14-я ОА (штаб в Новосибирске). Дальневосточная часть Арктики, как и вообще Дальний Восток, защищалась 11-й ОА ПВО (штаб в Хабаровске).

Армии ПВО состояли из дивизий и корпусов. В пределах Арктики к 10-й ОА ПВО относились 21-й корпус (штаб в Североморске) и 4-я дивизия (штаб в Белушьей Губе на Новой Земле). К 14-й ОА принадлежала 22-я дивизия ПВО (штаб в Норильске). К 11-й ОА ПВО – 25-я дивизия (штаб в пос. Угольные Копи, Чукотский АО). В состав дивизий входили радиотехнические бригады (РТБР) и полки (РТП), истребительные авиаполки, зенитно-ракетные бригады и полки.  

Наиболее сложную в территориальном отношении структуру имели радиотехнические части. Например, в состав в/ч 03161 (РТП, штаб в пос. Тикси, подчинялся Норильской дивизии) входили точки в Нижнеянске, Кигиляхе, Чокурдахе, Темпе (Новосибирские острова), Таймалыре, Джарджане. Западный сосед этого полка стоял на Диксоне (169-я радиотехническая бригада, в/ч 03177) с точками по Таймыру и островам в Карском море (например, отдельная радиолокационная рота на острове Визе и две точки на Северной Земле). К востоку от полка в Тикси стояли подразделения 129-й РТБР, входившей в состав 25-й дивизии ПВО со штабом там же, где и штаб дивизии, – в п. Угольные Копи (аэропорт  г. Анадырь). Точки этой бригады располагались по всему побережью Чукотки и на о-ве Врангеля (Ушаковское).

Небо над севером Западной Сибири делили два радиотехнических полка ПВО: 11-й (штаб в Воркуте, входил в состав 4-й дивизии 10-й ОА ПВО, точки на о-вах Колгуев и Белый, побережье Ямала) и 84-й (штаб в Новом Уренгое, входил в состав 22-й дивизии 14-й ОА ПВО). На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещался 3-й радиотехнический полк, прикрывавший небо над востоком Европейской части Союза и Уралом. Штаб этого полка находился там же, где и штаб 4-й дивизии ПВО, в п. Белушья Губа на Новой Земле, а точки располагались на мысе Меньшикова, в губе Чёрная, на мысе Лилье, в п. Рогачёво (единственный аэродром на Новой Земле), п-ове Панькова Земля, мысе Николая, в Русской Гавани, на мысе Желания, а также на о-вах Греэм-Белл и Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и на о-ве Виктория, расположенном между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном. 

К западу от Новой Земли находились радиотехнические части, входившие в состав 21-го корпуса ПВО со штабом в Североморске. Кольский полуостров – самая освоенная и насыщенная военными объектами часть Заполярье, поэтому и частей ПВО, прикрывающих эти объекты, здесь было много. Радиотехнические войска здесь были представлены 5-й радиотехнической бригадой со штабом в Североморске. Однако на Кольском полуострове радиотехнические части ПВО системообразующего значения не имели. На Кольском полуострове части РТВ, как и других родов войск ПВО, стоят и сейчас, в отличие от всех дивизий и частей, упомянутых ранее. Так, 21-й корпус ПВО к настоящему времени преобразован в 1-й корпус ВКО (Военно-космической обороны). Вследствие этого подробная информация о них в открытом доступе крайне ограниченна.

Кольский полуостров наиболее насыщен и аэродромами, на которых стояли истребительные авиационные полки. Одним из таких аэродромов был аэродром Африканда неподалёку от г. Полярные Зори. В 2001 году аэродром ликвидирован, посёлок при нём заброшен и постепенно разрушается.  Использовался также аэродром Килп-Явр в 60 км от Мурманска, в настоящее время истребительная авиация оттуда также выведена и переведена на аэродром Бесовец (Республика Карели). Ещё один аэродром истребительной авиации на Кольском полуострове – Мончегорск, используемый и в настоящее время.

Между Кольским полуостровом и Новой Землёй истребительные авиационные полки располагались к югу от пределов Арктики (Архангельск, Котлас). На Новой Земле на аэродроме Рогачёво (в советское время этот аэропорт был секретным, официальным его названием было и есть «Амдерма-2») стоял 641-й истребительный авиационный полк. В 1993 г. он был переведён на аэродром Африканда и слит со стоявшим там полком, впоследствии также ликвидированным. В настоящее время аэродром Рогачёво используется для сообщения с Центральным полигоном Российской Федерации, расположенным на Новой Земле.

В посёлке Амдерма, расположенном на северо-востоке Ненецкого АО, базировался 72-й гвардейский ИАП. В 1993 году этот полк был переведён из Амдермы в Котлас. В результате посёлок пришёл в полное запустение, население его сократилось примерно в десять раз, с 5.5 тыс. до менее 500 чел. К востоку от Норильска единственным крупным аэродромом истребительной авиации ПВО был аэродром Анадыря в п. Угольные Копи (Чукотский АО). Между Норильском и Анадырем истребительных авиационных частей в Арктике не было.

Зенитно-ракетные части, как и авиационные полки, из всех арктических регионов наиболее плотно располагались на Кольском полуострове. Штаб одного из таких полков находился в Мурманске, и данный полк был единственной воинской частью в этом городе. Ближайшим восточным соседом этих полков был зенитно-ракетный полк на Новой Земле, прикрывавший п. Белушья Губа и аэродром Рогачёво. Этот полк был самым северным зенитно-ракетным полком СССР.

Восточнее Норильска вплоть до Чукотки в Арктике зенитно-ракетных частей не было. На Чукотке в п. Угольные Копи стоял 762-й зенитно-ракетный полк, прикрывавший аэродром и другие военные объекты в окрестностях Анадыря.

Очевидно, что необходимость размещения частей и подразделений войск ПВО страны в Арктике была очень высокой. Однако условия, в которых размещались гарнизоны и точки ПВО страны в Арктике, были невероятно тяжёлыми. Об этом можно судить по сообщениям на форумах от тех, кто служил в этих частях.  

К концу 80-х гг. войска ПВО страны по уровню освоения ими Арктики превосходили, пожалуй, все прочие как военные, так и гражданские ведомства Советского Союза по охвату территорий и по уровню развития инфраструктуры. Но в 90-е годы холодная война в Арктике закончилась. Прекратились полёты американских самолётов-разведчиков, резко снизилась боевая активность стратегической авиации, прекратились полёты в режиме боевого патрулирования.

Исчезает непосредственная угроза начала III мировой войны посреди «белого безмолвия» Крайнего Севера. В этих условиях содержание войск ПВО в Арктике потеряло всякий смысл, тем более что обходилось оно очень дорого. Войска покидают негостеприимные берега Северного Ледовитого океана.

Что же осталось от частей ПВО СССР в Арктике? От радиотехнических войск – практически ничего. Обычная точка РТВ представляла собой несколько деревянных бараков (казарма, дом офицерского состава, продовольственный склад), склад ГСМ (горюче-смазочных материалов), бункер, в котором размещалась дизельная электростанция, несколько радиолокационных станций и высотомеров (ПРВ). РЛС и ПРВ в основном были вывезены при ликвидации этих частей, всё остальное заброшено. В условиях арктического климата от деревянных сооружений сейчас остались руины. Восстановить эти точки никаким образом нельзя, да и незачем. Но поскольку примыкающие к точкам территории, в отличие от остальных местностей Арктики, были более-менее хорошо освоены, в том числе и в транспортном отношении, их можно использовать в качестве опорных пунктов освоения тех или иных регионов, если в этом будет необходимость. В районе некоторых точек располагались и располагаются сооружения, относящиеся к более ранним этапам освоения Арктики. Например, в окрестностях 37-й отдельной радиолокационной роты 3-го радиотехнического полка «Губа Чёрная» сохранились сооружения, относящиеся к первым испытаниям атомного оружия на Новой Земле (т.н. «Курчатовский полигон», как его называли на самой этой точке, когда она существовала).

Даже штаб 3-го радиотехнического полка был деревянным бараком и, судя по его изображениям на картах Гугл, в настоящее время представляет собой кучу брёвен.

Здания штаба, казарм, столовых (офицерской и солдатской) 4-й дивизии ПВО в п. Белушья Губа в последние годы использовались «Спецстроем», как об этом сообщают «новоземельские» форумы и группы в социальных сетях. Об участи штабных сооружений других «арктических» дивизий ПВО упоминаний обнаружить не удалось, но по прямому назначению они точно не используются.

В10-х годах XXI в. зенитно-ракетные войска вернулись в Арктику. На позициях ранее существовавшего зенитно-ракетного полка, прикрывавшего п. Белушья Губа и Рогачёво на Новой Земле, развёрнут зенитно-ракетный полк Северного флота. Насколько можно судить по фотографиям, размещённым в открытом доступе, зенитно-ракетное и радиотехническое вооружение полка сейчас примерно такое же, каким было тридцать лет назад. Можно предположить, что этот полк наряду с югом Новой Земли призван прикрывать северные районы Ямала, где сейчас (2017 г.) построен крупный морской порт Сабетта. В другие районы дислокации зенитно-ракетные части не возвращаются.

Аэродромы сохранились, но уровень их использования сильно различается. Аэродром Рогачёво на Новой Земле используется как в военных целях, так и для поддержания транспортной связи с поселениями на Новой Земле. Но просто так попасть туда не получится: засекречена сама процедура получения пропуска на Новую Землю, без которой даже на «гражданский борт» туда билет не продадут. Аэродром Угольные Копи был и остаётся аэропортом города Анадырь, центра Чукотского АО. Туда также нужен пропуск, но это обычный пропуск в погранзону. Аэродром Амдерма заброшен, как и сам посёлок.

Вместо ледового аэродрома Греэм-Белл основным аэродромом Земли Франца-Иосифа стал аэродром Нагурское на Земле Александры. Это стационарный аэродром с бетонными взлётно-посадочными полосами, способный принимать все типы самолётов. Также на этом аэродроме предполагается постоянное размещение истребительной авиации.

В целом уровень военного освоения Арктики сейчас гораздо ниже, чем в советское время. Цели частичного возвращения сил ПВО в Арктическую зону не разглашаются, но, по всей видимости, они сейчас сводятся не к предотвращению III мировой войны, а к прикрытию районов добычи и маршрутов транспортировки углеводородного сырья (нефти и сжиженного природного газа), которые начинают формироваться. Большая же часть арктических военных объектов советского времени может использоваться главным образом в туристских целях, когда и если доступ на острова и побережье Северного Ледовитого океана станет более свободным, чем сейчас.

В.Л. Мартынов, доктор географических наук, профессор РГПУ им. Герцена
далее в рубрике