Хождение за три моря: путь Индии в Арктику

Денис Ивановский
28 Февраля, 2020 | 12:56
Хождение за три моря: путь Индии в Арктику

Арктикой интересуются не только приарктические державы, но и государства совсем далёкие от этого региона – как географически, так и политически. И в этот круг интересующихся стран вошла Индия.

Началось всё в 2007 году, когда Индия отправила свою первую научную экспедицию в Арктику, а уже в следующем открыла исследовательскую станцию «Химандри» в посёлке Ню-Олесунн на Шпицбергене. Первоначальный фокус внимания индийской арктической политики был направлен на разработку научных проектов, изучение флоры и фауны, а также на вопросы изменения климата в регионе. Однако всё чаще круг интересов переходит в экономическую плоскость.

При проработке арктических вопросов Нью-Дели активно использует свой опыт антарктических исследований, где она прочно закрепилась ещё в 1980-х годах и на сегодняшний день развернула там три исследовательские станции.

Российско-индийская энергетика в Арктике

Индия, являясь участником Конвенции по морскому праву 1982 года и не имея арктических земель, не может претендовать на территорию или ресурсы Арктики. Более того, государство выступает за единый и неделимый статус арктических территорий. Поэтому индийские компании могут лишь активно участвовать в совместных проектах по разработке нефтегазовых месторождений и добыче углеводородов. И энергетические проекты стали наиболее плодотворным вектором российско-индийского сотрудничества в Арктике.

Первый околоарктичекский опыт взаимодействия с Россией Индия получила по проекту Сахалин-1. В 2002 году крупнейший нефтегазовый концерн Индии Oil and Natural Gas Corporation Videsh Limited (ONGC), 84% акций которой принадлежит правительству Индии, приобрела 20% консорциума «Сахалин-1» по добыче нефти на Дальнем Востоке России. Помимо индийской компании, в проекте участвовала американская нефтяная компания ExxonMobil (с долей участия 30%) и японская Sodeco (с долей участия 30%).  Несмотря на спор Роснефти в отношении своих партнёров по проекту, в том числе и с ONGC Videsh, все финансовые вопросы были успешно урегулированы. Участие Индии в консорциуме «Сахалин-1» стало для страны первым зарубежным инвестиционным проектом в нефтегазовой сфере, который по сей день продолжает приносить государству дивиденды. 

В 2010 году был запущен переговорный процесс между российской АФК «Система» и индийской ONGC Videsh по объединению некоторых имеющихся у компаний активов в сфере нефтедобычи и нефтепереработки. На тот момент Индия уже была представлена в России компанией «Imperial Energy», которую ONGC Videsh приобрела в 2009 году. К сожалению, для обеих сторон, эта сделка не получила дальнейшего развития.

В мае 2014 года «Роснефть» и ONGC Videsh подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству на арктическом шельфе России, где речь шла о потенциальном создании совместного консорциума по добыче углеводородов на Севере России. Сегодня ведутся переговоры с российской компанией «Газпром» о поставках сжиженного природного газа с завода «Арктик СПГ-2». Газовые месторождения находятся на полуострове Гыданский в Обской губе.

На ежегодных встречах лидеров двух государств стороны подтверждают стремление развивать сотрудничество в области разведки и добычи углеводородов, в том числе в Арктическом регионе. В 2015 году в ходе официального визита индийского премьер-министра Н.Моди в Москву лидеры государств отметили важность сотрудничества посредством Арктического Совета, а также высоко оценили потенциал научного российско-индийского сотрудничества в арктическом регионе. В Санкт-Петербургской декларации 2017 года лидеры России и Индии вновь подтвердили свою заинтересованность в «запуске совместных проектов по разведке и разработке углеводородов на арктическом шельфе Российской Федерации».

В ходе российско-индийского саммита, прошедшего в октябре 2018 года в Дели, В.Путин и Н.Монди заявили о продолжении сотрудничества в нефтегазовой сфере, в том числе в арктическом регионе, а именно на берегах Печёрского и Охотского морей. 

Почему такое сотрудничество стало возможным? Россия заинтересована в индийских инвестициях для освоения углеводородных месторождений в Арктике – очень дорогостоящим в условиях крайнего севера. Индия, в свою очередь, частично удовлетворяет свои растущие потребности в энергоресурсах путём получения преференций за участие в российских проектах и укрепляет своё влияние в Арктическом регионе.

Однако преувеличивать энергетическую дружбу Индии и России в Арктике также не стоит. Переговоры по арктическим проектам проходят с переменным успехом. Индия настороженно относится к активной ресурсной эксплуатации в Арктике в связи с возможными экологическими и климатическими последствиями. Кроме того, проекты, реализуемые в арктическом регионе, несут в себе большие финансовые риски и длительный период инвестиционной окупаемости. 

Не стоит преувеличивать и значение поставок в Индию углеводородов, добываемых в Арктике. В целом, экспорт российских энергоресурсов в Индию незначителен, что обусловлено логистическими трудностями.

Научное сотрудничество

Вопрос изменения климата и таяния арктических ледников имеет прямое отношение к Индии. Климатические изменения в Северном полярном круге воздействуют на интенсивность муссонов в Южной Азии. Индия озабочена вопросом изменения ветров в своём регионе, так как это напрямую влияет на количество осадков, которые, в свою очередь, оказывают влияние на сельское хозяйство. Именно поэтому Индия настороженно относится к активной эксплуатации арктического региона в экономических целях, боясь акселерации климатических изменений на Севере. Кроме того, таяние ледников в Арктике приводит к повышению уровня мирового океана, что чревато затоплением прибрежных территорий Индии.

В мае 2019 года российская научная делегация во главе с директором Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова Юрием Сычёвым посетила Индию. Это была первая встреча российских и индийских коллег. Как отмечает господин Сычёв, ранее научное сотрудничество между Россией и Индией в Арктике практически не осуществлялось. Стороны планируют наладить полномасштабную кооперацию по вопросам исследования арктического региона между научными ведомствами двух государств. Позднее был заключён меморандум между Российской академией наук и Департаментом науки и технологии Индии, однако в данном документе нет ни слова об Арктике. Россия и Индия имеют большой опыт научного сотрудничества в Антарктике, который можно применить при совместной работе в арктическом регионе. Сегодня у Индии имеется лишь одна исследовательская станция на Шпицбергене. 

России важно наращивать научное двустороннее сотрудничество, так как здесь Москва вступает в конкуренцию с такими арктическими государствами, как Швеция и Исландия. Но пока что Индия более плотно сотрудничает с Норвегией.

Северный морской путь для Индии

Северный морской путь для Индии – как угроза, так и возможности. С одной стороны, развитие морских путей через Северный Ледовитый океан понижает роль Индии в перевозках через Индийский океан. Здесь, скорее, для Индии не выгодно налаживание постоянного морского прохода, так как это подрывает амбиции государства в формировании главной силы (в первую очередь, в экономическом плане) в Индийском океане.

С другой стороны, в условиях конкуренции с Китаем, которому Северный морской путь открывает новые экономически более выгодные возможности поставок своих товаров в европейские государства, Индии необходимо взаимодействовать с Россией по инфраструктурным проектам в Арктике. Модель российско-индийских энергетических отношений может быть применима и с инфраструктурными проектами. Индия, таким образом, сможет нарастить свой экономический потенциал в арктическом регионе, а Россия получит необходимые ей для проектов инвестиции. Однако такое инфраструктурное логистическое сотрудничество пока что лишь в планах государств. 

***

Денис Ивановский, специально для GoArctic



далее в рубрике