Сейчас в Мурманске

19:54 -4 ˚С Погода
18+

Хребты России, которые невозможно сломать

Борьба за исключительные экономические зоны шельфов стран Арктического региона с каждым годом разрастается

Вооруженные силы Полезные ископаемые Арктический шельф Хребет ломоносова
Владимир Ераносян
24 сентября, 2020 | 08:52

Хребты России, которые невозможно сломать
Фото: wi-fi.ru

 

Арктическая тема на коллегии Министерства Обороны

Состоявшееся 17 сентября заседание Коллегии министерства обороны России, на котором министр обороны РФ Сергей Шойгу рассказал о текущем состоянии Вооруженных сил и приоритетных направлениях развития армии и флота, показало, что особое внимание в ближайшем будущем будет уделяться развитию и переоснащению Северного флота. По словам министра, это связано с увеличением реальных угроз национальной безопасности России в Арктическом регионе, возникающих вследствие роста конкурентной борьбы за ресурсы Арктики.

Министр отметил, что в текущем 2020 году на Северном флоте запланировано 20 знаменательных организационно-штатных мероприятий, включая формирование экипажей поступающих на Северный флот новейших надводных кораблей и подводных лодок стратегического назначения.

«План боевой подготовки на 2020 год выполняется с опережением, – указал в открытой для журналистов части Коллегии глава военного ведомства. – Уже проведено 3 797 зачетных мероприятия, половина из которых – с применением оружия».

Также было отмечено, что военные моряки Северного флота совершили 8 боевых походов с заходом в 12 иностранных портов, продолжается совершенствование и завершающий этап строительства аэродромов «Нагурское» и «Темп».

Речь шла о самом северном военном аэродроме России в поселке Нагурское, расположенном в северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа вблизи военной базы «Арктический трилистник» и об аэродроме «Темп» в западной оконечности острова Котельный архипелага Новосибирские острова, предназначенном для обеспечения жизнедеятельности военного городка «Северный клевер». В условиях обострения конкурентной борьбы за ресурсы Арктики эти военные аэродромы были восстановлены для использования в рамках долгосрочной программы совершенствования военной инфраструктуры российской Арктики и в связи с созданием 1 декабря 2014 года Объединенного стратегического командования «Север».

 

Посадка самолёта в Нагурском. Фото: kremlin.ru

 

Очевидно, что вопросы освоения Арктики и защиты интересов России в этом регионе возникли не спонтанно. Борьба за исключительные экономические зоны шельфов стран Арктического региона с каждым годом разрастается, ведь температура в Арктике растёт в два раза быстрее, чем в иных частях планеты. Таяние ледников открывает доступ к ранее недоступным ресурсам региона. Оживление интереса транснациональных корпораций и правительств ряда стран к региону происходит не только благодаря увеличению периода навигации, но и обнаруженным подо льдами Арктики колоссальным запасам нефти и газа.

Уже ясно, что Арктический регион становится источником международной напряжённости в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам. Так что министерство обороны России действует с упреждением.

В прессе уже неоднократно отмечалось, что, по данным Геологической службы США, подо льдами региона залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов. Из них 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% – на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга. Статья 76 Конвенции ООН по морскому праву устанавливает границы шельфа в 200 морских миль автоматически. Однако есть оговорки, предоставляющие государствам право претендовать на шельф, простирающийся за эти границы. Вот почему на расширение пределов своих континентальных шельфов претендуют многие страны, в том числе Дания, Канада и Россия.

 

Фото: пресс-служба «Газпром нефть»

 

Что говорит Конвенция

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года дает прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом, к которому относятся морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод. Но для реализации своих прав на шельф и недра странам в обязательном порядке необходимо подавать заявки в специальный международный орган (Комиссию ООН по границам континентального шельфа).

Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся 19 лет назад с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного предела. Под давлением США и некоторых других стран ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств, а Россия на это заявила, что потратит около 1,5 миллиардов рублей на определение и научное обоснование протяжённости своего шельфа.  

В 2015 году Россия во второй раз подала заявку в ООН. Только 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН предварительно признала геологическую принадлежность части территорий Арктики российскому континентальному шельфу. Площадь шельфа, закрепленная за Россией, может увеличиться на 1,2 млн км, что составляет по площади территорию Франции, Германии и Польши вместе взятых. Это предварительное решение вызвало негодование Дании и Канады, поддерживаемых США, которые возобновили с новой силой спор о принадлежности хребта Ломоносова.

Дело всё в том, что каждое государство считает хребет продолжением своего континентального шельфа. Канада и Дания стали предъявлять свои претензии на хребет неспроста.

Подводный Хребет Ломоносова богат углеводородами. Зависть, сопряжённая с интересами нефтяных гигантов Запада, застилает глаза, которые не способны воспринимать выводы недавних научных исследований, проведённых российскими учеными, которые подтвердили, что хребет Ломоносова является продолжением российского шельфа.

     

Источник: fishki.net

 

Добыча шельфовой нефти как камень преткновения

Как известно, в настоящий период времени рядом стран развернулась нешуточная борьба за арктический шельф, и наиболее активными участниками этого противостояния являются с одной стороны США и Россия. Не отстает и Канада, которая высказала свои претензии на подводные хребты Ломоносова и Менделеева, чью принадлежность к российскому шельфу подтверждают данные науки.

Ангажированные рядом стран арктические экспедиции проводятся с одной только целью – доказать свои права на бо́льшую часть арктического шельфа, чем та, которой эти страны могут распоряжаться. К слову, канадцы в этом смысле кооперируются с американцами. Наши подводные хребты не дают им покоя. Однако предвыборная лихорадка и расовые войны с полицией мешают США сосредоточиться на арктических вопросах. Что позволяет России спокойно заниматься вопросами выстраивания своей инфраструктуры в Арктике и развитием Северного морского пути, маршрут которого с точки зрения национальной принадлежности неоспорим.

Безусловно, оборона Северного морского пути – особый вопрос. Он требует системного подхода и не решается с наскока. В этом смысле строительство и ввод в строй Россией новейших ледокольно-патрульных кораблей и перевооружение Северного флота, о котором на Коллегии упомянул Сергей Шойгу, призвано остудить горячие головы конкурентов. И всё же этого не происходит.

 

Фото: Ida Guldbaek, EPA-EFE

 

Вопросы о территориальных спорах все страны всегда старались решать дипломатическим путём, привлекая к их решению международных посредников, перемалывая архивы с документами о принадлежности того или иного клочка земли, трактуя с точки зрения собственных национальных интересов исторические и юридические аспекты неопровержимых доказательств своих законных прав. Когда спор выходит за рамки юридической казуистики, он может перейти и в горячую фазу. Зачастую спор за те или иные пограничные земли, за какой-нибудь штат или даже остров особенно обостряются, когда появляется геолог-разведчик и обнаруживает там полезные ископаемые. Это и происходит сейчас в Арктике…

В настоящее время на шельфе Печорского моря уже началась добыча первой арктической нефти. Приразломное месторождение было открыто в 1989 году и содержит более 70 млн тонн доказанных извлекаемых запасов нефти. Для освоения этого богатого месторождения в России была создана специальная морская ледостойкая стационарная платформа. Первая партия арктической нефти нового сорта под названием ARCO (Arctic Oil) была отгружена уже 6 лет назад, в апреле 2014 года.

Около 30 процентов ВВП России производится ныне в арктическом регионе, что говорит о приоритетном значении Арктики для нашей страны. Коллегия министерства обороны РФ в очередной раз подтвердила, что Россия не собирается уступать в этом вопросе ни пяди российской земли, даже если она находится под водой. Хребты Ломоносова и Менделеева не зря названы в честь наших выдающихся учёных. Они есть стержень и незыблемая часть российского континентального шельфа. К тому же хребет Ломоносова упирается в Новосибирские острова, где стоит аэродром «Темп», а хребет Менделеева простирается от района острова Врангеля, где располагается российская военная база «Полярная звезда». Так что хребтам есть, на что опереться.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике