Сейчас в Архангельске

09:03 3 ˚С Погода
18+

Климатическая повестка в Арктике

Программа российского председательства в Арктическом совете отражает насущные для Арктического региона темы и сконцентрирована вокруг устойчивого развития региона в сбалансированном сочетании экологического, экономического и социального компонентов.

Экология Устойчивое развитие
Мария Кутузова
27 марта, 2021 | 09:02

Климатическая повестка в Арктике
Фото: Любовь Трифонова, GeoPhoto


В мае 2021 года председательство в Арктическом совете на двухлетний период переходит от Исландии к России. По словам президента РФ Владимира Путина, наша страна в рамках председательства в совете будет поддерживать экологическую повестку, поскольку на Крайнем Севере очень много проблем, связанных с экологией, изменением климата и хозяйственной деятельностью. Российский президент отмечает, что природа региона в высшей степени уязвима, поэтому хозяйственная деятельность должна подстраиваться под особенности Арктики и российского Севера, таким образом, чтобы минимизировать экологические риски. 

Выступая в январе текущего года на Всемирном экономическом форуме на онлайн-сессии «Давосская повестка дня 2021», Владимир Путин отметил, что сохранение климата и природы требует координации работы всего мирового сообщества. 

«Только вместе мы сможем добиться прогресса в решении таких серьезнейших проблем, как глобальное потепление, сокращение лесного фонда, утрата биоразнообразия, увеличение объемов отходов, загрязнение океана пластиком и так далее, найти оптимальный баланс между интересами экономического развития и сбережения окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений», – считает российский президент.

Горшков Сергей sgor02901809.jpg

Фото: Сергей Горшков, GeoPhoto


Программа российского председательства отражает насущные для Арктического региона темы и сконцентрирована вокруг устойчивого развития региона в сбалансированном сочетании экологического, экономического и социального компонентов. Задачи улучшения качества и условий жизни населения в Арктике, необходимость ее адаптации к климатическим изменениям, угрозы биоразнообразию, экономическое освоение региона, сопровождающееся масштабными проектами по добыче и переработке природных ресурсов, интенсификацией грузоперевозок по Севморпути и ростом туризма и торговли, требуют коллективных усилий всех участников арктической «восьмерки». Все эти и другие важные для обеспечения устойчивого развития региона темы будут находиться в центре внимания российского председательства в Арктическом совете в 2021-2023 годах. 

По словам посла по особым поручениям МИД РФ, старшего должностного лица Арктического совета от Российской Федерации Николая Корчунова, основной акцент в рамках российского председательства будет сделан на проблематике устойчивого развития: природоохранная политика будет сочетаться с социальными проблемами и вопросами экономического роста.  У региона есть все возможности, чтобы внести вклад в энергетический переход к климатически нейтральной и безуглеродной экономике.  

«Российский сжиженный природный газ, производимый в Арктической зоне, необходим в качестве транзитного топлива. Тогда как проекты по добыче редкоземельных металлов на Крайнем Севере обеспечат сырьем технологические прорывы и энергетический переход. Арктика – это еще и судоходные артерии между Европой и Азией, которые помогут разгрузить традиционные морские пути и снизить антропогенную нагрузку на экологию за счет более короткого маршрута, в соответствие с целями и задачами Парижского климатического соглашения», – отметил Корчунов.

Кузнецова Александра akzn0400388.jpg

Фото: Александра Кузнецова, GeoPhoto


Энергетические альтернативы Арктики

Во время февральской встречи с российским президентом главный исполнительный директор, председатель правления  компании «Роснефть» Игорь Сечин отметил меры борьбы с глобальным потеплением, предпринимаемые крупнейшей российской ВИНК. 

«Нами приняты управленческие решения по предотвращению выбросов парниковых газов, минимизации углеродного следа на основных производствах. Стратегия компании предусматривает достижение лидерских позиций по удельным выбросам парниковых газов среди сравнимых международных компаний, мы в этом направлении рассчитываем тоже стать лидерами – по снижению выбросов, практически стопроцентному использованию попутного нефтяного газа. Провели метеоисследования, позволяющие обеспечить новый проект «Восток Ойл» локальной генерацией ветрового типа»,  – рассказал Сечин.

«Роснефть» планирует установить ветроэнергетические станции на Крайнем Севере: приполярные ВЭС войдут в проект «Восток Ойл». Согласно планам, проект в рамках первой очереди обеспечит добычу, перевалку и транспортировку 50 млн т нефти, а второй – до 100 млн т. Обеспечивая российское присутствие в Арктике, компания пообещала уже в 2024 году поставить по Северному морскому пути 30 млн т нефти проекта «Восток Ойл». Кроме того, в рамках его реализации предполагается построить завод по производству сжиженного природного газа. Ориентируясь на сокращение выбросов парниковых газов, планируется обеспечить реализацию проекта электроэнергией за счет строительства на Таймыре крупных ветроэнергетических мощностей.

Группа Enel собирается до конца текущего года запустить на Крайнем Севере России крупный ветропарк. Строительство Кольской ВЭС мощностью 201 МВт в Мурманской области позволит диверсифицировать энергетический портфель региона. На территории ветропарка площадью в 257 га будут установлены 57 турбин. Санкт-Петербургский политехнический университет в консорциуме с Лаппеенрантским технологическим университетом и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» разрабатывает энергоэффективные системы и установки на основе использования ветровой энергии для энергоснабжения потребителей в Арктике. Проект EFREA осуществляется в рамках программы «Приграничное сотрудничество Юго-Восточной Финляндии и России». Он направлен на создание уникальной автономной ветроэнергетической установки, которая сможет эффективно работать в арктических условиях. Ученые изучают возможности создания наземной и плавучей (подводной) установок. С учетом особенностей эксплуатации Северного морского пути, больших водных пространств северных морей и озер в России и в Финляндии – создание таких установок открывает огромные перспективы экологического энергоснабжения удаленных арктических областей.

Согласно заключениям экспертов, в прибрежных районах Белого и Баренцева морей, а также на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа скорость ветра достигает 5-8 м/с. Сейчас в Арктике уже работает целый ряд малых ветроэлектростанций: экспериментальная ветроэнергетическая станция в Лабытнанги и проект «Полярис» с четырьмя ветроэлектрическими установками в ЯНАО, Анадырская ветряная электростанция на мысе Обсервации Анадырского района с десятью ветрогенераторами в Чукотском автономном округе. Ветропарк в поселке Тикси с тремя ветроустановками, экспериментальная ветроэнергетическая станция «Быков мыс». После запуска в 2021 году под Мурманском Кольской ВЭС, суммарная мощность арктической ветроэнергетики в России составит 210 МВт. Но, судя по многочисленным анонсированным проектам, это только начало…  



Фото: finam.ru


Новые технологии для Арктики

В прошлом году «Газпром нефть» внедрила первую в мире цифровую систему управления арктической логистикой «Капитан», позволившую получать в автоматическом режиме данные с рейдового комплекса «Умба», через который выполняется перевалка арктической нефти компании в порту Мурманска. Новый модуль ускорил время получения и учета информации о запасах хранилища, повысив эффективность отгрузки арктической нефти. Инновационный проект «Капитан» разработан специалистами «Газпром нефти» для обеспечения круглогодичного вывоза с Приразломного (первый шельфовый нефтяной проект в российской Арктиве) и Новопортовского месторождений (арктический сухопутный актив компании). По информации компании, запуск «Капитана» оптимизирует затраты компании по всей логистической цепочке, что позволит минимизировать воздействие судов на атмосферу за счет сокращения расхода топлива и сохранить первозданную природу Арктики. Развитие первого и единственного нефтяного российского проекта на арктическом шельфе на месторождении Приразломное, а также логистический проект по морской перевалке нефти на Крайнем Севере требуют от компании применения все более сложных технологий. 

Технологическими экспериментами в Арктике решил заняться и «НОВАТЭК»: на электростанции, снабжающей завод по сжижению газа «Ямал СПГ», должна появиться пилотная установка по производству водорода. Компания приступила к первому в России промышленному проекту водородной генерации электроэнергии в рамках плана по сокращению выбросов углекислого газа. Проект реализуется совместно с Siemens Energy: компании в декабре прошлого года заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в рамках проекта замещения водородом природного газа, используемого при производстве электроэнергии и СПГ. «НОВАТЭК» поставил цель к 2030 году снизить выбросы парниковых газов при добыче углеводородов на 6% с нынешних 12,58 т СО2 на тысячу баррелей нефтяного эквивалента, а при производстве сжиженного природного газа – на 5% (сейчас 0,263 т СО2 на тонну СПГ). Сейчас Siemens тестирует водород на турбинах SGT-800 на заводе в Финспонге в Швеции. Кроме того, проект потребует создания водородной инфраструктуры на Ямале. В планах «НОВАТЭКа» выпуск и экспорт как «голубого», производимого на основе природного газа, так и «зеленого» водорода, получаемого при помощи возобновляемых источников энергии. Для этого компания планирует построить ветропарки на Ямале, Гыдане, а также, возможно, в Мурманской области и на Камчатке. Кроме того, прошлой осенью стало известно о планах компании запустить на Ямале в 2022 году проект захоронения CO2. 

Новые технологии производства «зеленого водорода» могут сыграть решающую роль в энергетическом переходе. Удешевление технологий в этом сегменте создаст значительные преимущества для компаний. Сегодня многие промышленные отрасли мировой экономики рассматривают «зеленый водород» в качестве главного элемента стратегий собственной энергетической трансформации. Не так давно озвучены планы строительства на севере Швеции сталелитейного завода с нулевым уровнем выбросов. Стоимость реализации инвестиционного проекта H2 Green Steel составит 2,5 млрд евро. На севере скандинавского королевства в Боден-Лулео появится первый в мире крупномасштабный завод по производству стали, не использующий ископаемого топлива. Ввод в промышленную эксплуатацию завода H2 Green Steel запланирован на 2024 год. Согласно планам, к 2030 году мощность производства в рамках проекта достигнет 5 млн т высококачественной стали в год с нулевыми выбросами углекислого газа. Сталелитейная промышленность является одним из крупнейших эмитентов углекислого газа. На эту отрасль приходится порядка 8% мировых выбросов двуокиси углерода. 


Гернет Николай_ngrt0204007.jpg

Фото: Николай Гернет, GeoPhoto


Высокие экологические риски

«Норникель» извлек уроки из прошлогоднего разлива нефтепродуктов в Арктике, разработав рассчитанную на десять лет новую экологическую стратегию. Не так давно компания остановила устаревшее производство меди в одном из цехов Кольской ГМК в Мончегорске, а в конце прошлого года закрыла металлургический цех российской компании в поселке Никель, что позволит в перспективе сократить выбросы диоксида серы в регионе на 85%. «Серный проект» с объемом инвестиций в 250 млрд рублей входит в программу модернизации производственных активов компании. «Норникель» серьезно пострадал из-за недостаточной подготовки к климатическим изменениям на Крайнем Севере.

В ходе Международного форума-выставки «Чистая страна», организованного в поддержку национального проекта «Экология» в московском технопарке «Сколково», эксперты ПОРА рассказали о серьезных проблемах, вызванных процессами таянья многолетней мерзлоты и стратегиях адаптации к климатическим изменениям крупных промышленных предприятий, работающих в Арктической зоне страны. По словам Андрея Иванова, координатора программ Проектного офиса развития Арктики, на Крайнем Севере необходимо восстановить государственную систему мониторинга многолетнемерзлых пород. 

«Очевидно, что последние события, которые касаются экологии Арктики, высвечивают наличие цеховых интересов арктических компаний и необходимость продвижения этих интересов. Мы видим необходимость восстановления системы мониторинга многолетнемерзлых пород, которую в советское время поддерживало государство, и наращивания мер государственного климатического обеспечения. При этом арктические компании должны содействовать в выполнении международных обязательств РФ. Необходима выработка стимулирующих мер для внедрения предприятиями адаптационных «климатических» технологий и решений, совместная разработка стресс-сценариев на долгосрочную перспективу и проведение климатических стресс-тестов отраслей, кластеров и предприятий. Не нужно вводить дополнительное госрегулирование в части адаптации к климату. Необходимо строить работу по принципу “Добровольная трансформация эффективнее”», – считает Андрей Иванов.

По словам Александра Закондырина, первого заместителя председателя Общественного совета при Минприроды РФ, техногенные аварии стали актуальной проблемой, а ликвидация их последствий – конкретных хозяйствующих субъектов и руководства регионов. 

«Из практического опыта работы по ликвидации последствий и реабилитации экосистемы пострадавших регионов необходимо сделать системные выводы. Россия остро нуждается в создании современной комплексной системы экологического мониторинга способной в режиме онлайн фиксировать происходящие процессы и оперативно информировать власти о возникающих угрозах. Для решения этих задач по поручению президента РФ разрабатывается специальный федеральный проект», – отметил Закондырин.

***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике