Сейчас в Мурманске

07:24 -2 ˚С Погода
18+

Ключ к успеху развития Арктики – учёт специфики регионов

Стратегия развития арктической зоны Стратегия 2035 Арктические регионы
19 ноября, 2019 | 14:10

Ключ к успеху развития Арктики – учёт специфики регионов


Станет ли Арктика пространством развития, какими ожиданиями живут регионы и северяне – обстоятельное обсуждение перспектив состоялось в ходе стратегических сессий, прошедших на всех полярных территориях. Волна мероприятий, которые провёл «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) под руководством замглавы Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, вызвала широкий резонанс и в центре, и на местах. Также впервые при подготовке программного документа государственного уровня была создана интернет-платформа для сбора предложений от граждан – за два месяца поступило более шестисот идей.

 

Разработка законодательства: «арктический» инновационный подход

Формат взаимодействия с представителями органов власти, экспертным сообществом и широкой общественностью посредством стратегических сессий в регионах и создания интернет-платформы в рамках подготовки программного документа государственного уровня выявил значительный потенциал содержательного взаимодействия. Общественный спрос на подобный контакт с правительством страны обусловлен необходимостью разрешения ряда системных проблем, учёта местной специфики (как арктической, так и по каждому из регионов), стремлением людей к деятельному участию в решении задач местного и федерального масштаба. Этот ресурс доброй воли и практического знания способен стать одной из опор в новую эпоху освоения Арктики. 

Такой опыт может быть использован и в целом для законопроектной деятельности в стране и регионах. Прямое взаимодействие и диалог повышают уровень доверия между различными общественными стратами, помогают осуществлять тонкие настройки и в конечном итоге повышают эффективность социального капитала.  

Важным фактором для осмысления предложений и учёта их в подготовке и реализации Стратегии является не только перечень предложений, но и возможность построить на их основании иерархию значимости проектов для региона. Для реализации Стратегии будет полезным также подкрепление выводов социологией. 

Иерархия проектов необходима для подготовки программ и выбора первоочередных проектов для финансирования. Существенным отличием готовящейся Стратегии от действующего документа станет то, что новая Стратегия будет финансово обеспечена. Поэтому выделение ключевых направлений и распределение этапности финансирования будет способствовать успешности шагов в развитии Арктики.

 

 

Очевидная специфика регионов

Обобщая предложения по арктическим регионам, в числе наиболее острых стоит отметить: здравоохранение и обеспечение его доступности на удалённых территориях; транспортные проблемы и необходимость восстановления значительной части путей сообщения различного типа, существовавших на конец XX века; комплекс жилищных проблем, включая переселение на «большую землю», переселение из ветхого жилья, обеспечение жильём молодых семей, повышение уровня удобств имеющегося жилого фонда. Важными темами являются также повышение уровня оплаты труда, вопросы пенсионного обеспечения, распространения льгот на молодых специалистов. Для коренных народов основополагающим является безусловное право на традиционное природопользование.

В каждом из арктических регионов необходимо закладывать от двух до пяти крупных проектов панарктического или местного значения. Благо, что мега-проект Северного морского пути и в более широком значении – Северного морского транспортного коридора позволяет развивать либо имеющиеся, либо потенциальные компетенции и мощности в его интересах. Каждый из таких местных или межрегиональных проектов становится центром притяжения целой системы бизнесов, социальной инфраструктуры, генерирует долгосрочные выгоды для своей и смежных территорий.

Ярким примером является проект по добыче газа и производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» и обслуживающий его порт Сабетта. Даже при значительных налоговых освобождениях этот проект приносит значительные прямые и косвенные результаты в виде заказов на оборудование, найма рабочей силы, создания мощной инфраструктурной базы в Российской Арктике. Также в продолжение этого проекта будет строиться ряд сопутствующих мощностей, наиболее крупные из которых – перевалочные терминалы СПГ в Мурманской области и Камчатском крае. Порт Сабетта со временем будет расширен за счёт строительства причалов для генеральных грузов, а также пассажирского и может стать экспортным центром широкого назначения плюс одним из пунктов арктического круизного туризма.

Кроме того, «Ямал СПГ» и Сабетта являются опорными для инфраструктуры СПГ-кластера Ямала и Гыдана – уже ведётся строительство по соседству проекта «Арктика СПГ-2» и на стадии проектирования находится проект «Обский СПГ». Есть все предпосылки к тому, чтобы «Ямал СПГ» был использован и при освоении Тамбейской группы месторождений в целом (международный консорциум во главе с НОВАТЭКом владеет лицензией только на Южно-Тамбейское месторождение в названной группе – на остальные четыре месторождения лицензия принадлежит «Газпрому»).      

В большем или меньшем масштабе у каждого из арктических регионов есть подобные проекты. Например, для Мурманской области критически важна газификация региона, и строительство терминала СПГ позволяет рассчитывать на получение определённых объёмов углеводородов для региона; для арктической части Карелии перспективы заложены в модернизации порта Беломорск и создании на его базе одного из логистических центров в российской Западной Арктике; для Архангельской области необходимо воссоздание на новом уровне кораблестроительной отрасли и под-отрасли судоремонта с возможностями обслуживания иностранных судов, то есть экспорта ремонтных услуг. Для арктической Якутии (и республики в целом) строительство моста через Лену создаст широчайший спектр возможностей для развития как межрегионального, так и международного сотрудничества.
 

Проведённые стратегические сессии позволили не только обсудить актуальные проекты, но и выявили ряд скрытых возможностей, в том числе в реализации межрегиональных проектов. К примеру, завершение строительства автодороги Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар создаст новый уровень связанности не только для Ненецкого автономного округа и Республики Коми, но и станет новой стратегической магистралью для всего Российского Севера. Уже начались работы по реконструкции железнодорожной ветки из Воркутинского района на Ямал, как объекта, примыкающего к Северному широтному ходу.  

Говоря об Арктической зоне, мы трактуем её в более широком смысле, чем территория в формальных границах. Если в неё (АЗ РФ) регион входит хотя бы частично, новые проекты должны играть свою роль и для всего региона, а также для других северных соседей.

 

Примеры предложений

Наиболее яркой характеристикой предложений, на мой взгляд, является их глубокая проработка, знание авторами предмета. Вот выборочная серия.  

 

Архангельская область

Зафиксировать особую роль судостроительных предприятий в Северодвинске как носителей компетенций в области создания судов и оборудования для освоения АЗРФ, в первую очередь для решения задач перспективных шельфовых программ. 
Сергей Рудольфович Кукин, главный инженер АО «ЦС «Звездочка».
 

         Творчески осмысливая это и смежные предложения, можно моделировать создание особой экономической зоны в Северодвинске для судостроения и судоремонта. Форма преференций может быть очень разнообразной и адресной.

Распространить на территорию Архангельской области опыт ДВФО в сфере сдерживания тарифов на электроэнергию, внеся соответствующие изменения в Закон «Об электроснабжении» и приняв на уровне Правительства решение по достижению базового уровня тарифов на электрическую энергию на территории области. Предусмотреть соответствующие механизмы компенсации выпадающих доходов. 
Елена Алексеевна Попова, руководитель Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
 

         Высокие тарифы на электроэнергию являются системным препятствием для развития действующих и создания новых производств. Для Архангельской области необходим целый комплекс мер для сдерживания тарифов. Необходимо делать систему более открытой, обновлять как с точки зрения экстенсивной замены устаревшего оборудования, так и с точки зрения расширения диверсификации источников энергии. Например, в рабочих документах местного и федерального правительства рассматривается вариант использования плавучей АЭС.

 

Республика Саха (Якутия)

Развивать газохимическую промышленность в Якутии на основе местного газового сырья. 
Развернуть переработку минерального сырья в Якутии с акцентом на увеличении добавленной стоимости, производимой в РС (Я). 

Юрий Александрович Шипицын, директор ГБУ "Арктический научно-исследовательский центр Академии наук Республики Саха (Якутия)".

Уникальный химический состав природных газов месторождений Якутии характеризуется высоким содержанием этана (до 8%), что обусловливает высокую рентабельность производства, и наличием редкого и потому ценного компонента – гелия. Пока этот потенциал не используется, и планы по созданию газопереработки остаются «в столе» уже долгие годы. Развитие связей с азиатскими странами плюс постепенное развитие общей и специальной нефтегазовой инфраструктуры создают предпосылки к реализации серии таких проектов.

По более высокому переделу твёрдых полезных ископаемых есть также новые перспективы. С развитием Северного морского пути должна стать рентабельной разработка уникального по запасам и содержанию Томторского месторождения редкоземельных металлов и не менее уникального Попигайского месторождения технических алмазов.

 

Таймырский (Долгано-Ненецкий) район

Реализовать проект по строительству оптоволоконных линий связи на Таймыре, а также базовых станций сотовой связи в целях организации предоставления связи во всех труднодоступных населённых пунктах. Разработать механизм компенсации операторам связи части затрат, связанных с предоставлением населению, проживающему в отдалённых арктических посёлках на Востоке Таймыра, услуг современных систем связи.

Обеспечить адекватный доступ жителей удалённых населённых пунктов Таймыра к административным услугам (в настоящий момент гражданам приходится обращаться в Дудинку или Норильск, что весьма недёшево).

Евгений Владимирович Вершинин, глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
   

         Связь и интернет являются важными факторами обеспечения жизнедеятельности на Севере. Доступность того и другого, вес этих факторов в приближении стандартов жизни в Арктике к стандартам жизни на «большой земле» значимы даже по сравнению с другими, на первый взгляд, более важными факторами жизнеобеспечения. В особенности это значимо для удержания молодого поколения. Более широкое покрытие Таймыра этими услугами, на мой взгляд, -- задача государства и госкорпораций.  

         Это проблематика не только Таймыра, такое встречается практически во всех арктических, в северных и дальневосточных регионах. Одно из решений – организация комплексных выездных экспедиций, вездеходных или вертолётных. Комплексных – значит, что в их состав включаются представители многих ведомств (также полезно участие медиков), и выезды делаются с некоторой заранее известной периодичностью, для начала хотя бы раз в квартал.     

 

Развитие Арктики – развитие России

 

Многие проекты, отталкиваясь от потребностей развития Арктики, выводят на необходимость реализации общероссийских новаций. В числе таковых технологические нововведения и, можно сказать, «модернизационная волна». В стране должно произойти масштабное обновление основных фондов, должны появиться новые модели привычных самолётов малой авиации и судов речного флота, а также инновационные разработки – воздушные, водные и сухопутные беспилотники, специальная робототехника для ведения добычи углеводородов и твёрдых полезных ископаемых, для городского хозяйства, для человеческого быта. Достаточно таких примеров: для местной авиации пора заменить ветерана «Ан-2» на новый двухмоторный самолёт, разработки которого ведутся некоторыми авиаторами на свои средства; речному флоту необходимы обновлённые суда, в том числе работающие на сжиженном природном газе. Я уж не говорю об оборудовании для разведки и добычи нефти и газа, а в последующем – и газогидратов в высоких широтах.    

Задачи освоения Арктики способны придать новый импульс научным и прикладным разработкам. С опорой на этот системный спрос российская наука может приобрести новое качество.

Серьёзным преимуществом текущего периода является тот факт, что Арктике уже не нужно доказывать свою ценность и результативность. Открытия эпохи романтиков, 60-70-х годов прошлого века, создали базу развития страны более чем на полвека. Новая волна инвестиций призвана обеспечить нынешнее и будущие поколения, как минимум, до конца нынешнего столетия.


Автор: эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов.  

 Андрей Иванов

далее в рубрике