Концерн «Калашников»: арктическое направление

Вооруженные силы Технологии
Владимир Ераносян
1 Сентября, 2020 | 15:15
Концерн «Калашников»: арктическое направление
Фото: Калашников Media


«Калашников» – не только автоматы

Произнося фамилию «Калашников», на ум сразу приходит самый популярный в мире автомат. Действительно, многопрофильный холдинг «Калашников», продукция которого поставляется более, чем в 27 стран, по сей день выступает лидером в производстве боевого автоматического и снайперского оружия.

К слову, не так давно концерн представил опытные образцы снайперских винтовок СВК и ВСВ-338, модернизированный ручной пулемет РПК-16 и прототип нового пистолета Лебедева калибра 9×19 мм. Наиболее интересными новинками являются автоматы АК-12 и АК-15, и, конечно же, модернизированный вариант «сотой серии» автомата Калашникова.

По заданию Министерства обороны «Калашников» также разработал дистанционно-управляемую платформу с турелью, способную уничтожать неприятельскую пехоту огнём стрелкового оружия. На военно-техническом форуме «Армия-2016» концерн представил наземную роботизированную систему «Соратник». Гусеничная бронемашина предназначена для разведки, огневой поддержки подразделений, патрулирования и охраны территорий и важных объектов, даже для разминирования.


Боевой модуль «Соратник». Фото: Калашников Media


Концерном выпускаются сегодня и совершенные образцы управляемых артиллерийских снарядов и другого высокоточного оружия. Преуспел «Калашников» и в сегменте гражданской продукции, которая включает охотничьи ружья, спортивные винтовки, станки и инструменты. Охотничье ружье «Сайга», выполненное на базе автомата «Калашникова», считается очень востребованным и безотказным среди заядлых охотников.

Три оружейных бренда ныне популярны во всем мире. Когда мы имеем в виду «Калашников», то подразумеваем боевое и гражданское оружие, при упоминании бренда «Байкал» — охотничье и гражданское оружие, говоря об «Ижмаше», мы имеем в виду спортивное оружие.

Однако, мало кто не только в мире, но даже у нас в стране знает, что с 2015 года концерном ведётся разработка дистанционно-управляемых боевых модулей, беспилотных летательных аппаратов, которые способны работать в северных широтах, и катеров. Кстати, на дочернем предприятии концерна уже серийно выпускаются катера двойного назначения. Речь о транспортно-десантном катере БК-16, десантно-штурмовой лодке БК-10 и катере огневой поддержки БК-9 (В 2016 году концерн «Калашников» начал серийные поставки спецназу МО РФ транспортно-десантных и штурмовых катеров).

Скудна в прессе и информация о разработанной в «Калашникове» специальной одежде и снаряжении, приспособленном к работе в суровых условиях Арктики.

Итак, все по порядку, ведь арктическое направление деятельности группы компаний началось с того момента, когда в начале 2015 года «Калашников», купив долю разработчика ZALA AERO, включился в проекты по разработке и производству беспилотников и мобильных и наземных станций управления.

Основными заявленными продуктами этих проектов стали разведывательные беспилотные самолёты, вертолёты и аэростаты для охраны госграниц, разведки и мониторинга.. Что касается БПЛА для работы в северных широтах, то, похоже, именно «Калашников» в ближайшее время станет лидером в данном сегменте.

 

ZALA AERO на Международном военно-техническом форуме «Армия 2020». Фото: ZALA AERO

 

ZALA Arctic видит свысока

Как известно, таяние льдов Северного Ледовитого океана привело к образованию новых фарватеров и облегчило каботаж и международную транспортную логистику. Применение БПЛА – перспективное направление развития и прокладки новых маршрутов в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Для работы в северных широтах компания ZALA AERO, являющаяся ныне частью концерна «Калашников» разработала линейку дронов ZALA Arctiс. На данный момент в линейку входят модели ZALA 421-08М и ZALA 421-16Е. Эти комплексы приспособлены к работе при значительных минусовых температурах и предназначены для проведения разведывательных операций и регулярного мониторинга ледовой обстановки.

Возможности техники ZALA Arctic сразу были замечены нашими нефтегазовыми кампаниями. А это значит, что спрос на них изначально предрешен. Ведь комплексы помогут в планировании работ по разведке и добыче нефти и газа, где необходимы точные прогнозы погоды и ледовой обстановки.

Крупнейшие нефтяные компании уже закупили беспилотники ZALA AERO для применения в труднодоступных регионах. Для операторов данных дронов оборудуются жилые всесезонные модули на базе 20-футовых морских контейнеров. Эдакие станции для специалистов, в которых можно автономно проживать и работать в арктических условиях. В неприхотливом, но достаточно комфортном жилом модуле можно обслуживать и ремонтировать беспилотники.

Из открытых данных известны ТТХ комплексов ZALA Arctic, способных решать задачи в любое время суток. Один из главных параметров — продолжительность полёта составляет более 4 часов.

В этой связи стоит отметить, что не только «Калашников», но и холдинг «Вертолёты России» предлагает использовать в Арктике беспилотники.

Имеются в виду БПЛА вертолётного типа VRT300 Arctic Supervision. Эта тяжёлая машина, а вес её равен 70 кг, кроме задач мониторинга, может выполнять и транспортные функции. К примеру, переносить по воздуху небольшие грузы с корабля на полярную станцию и обратно. Это может быть как провиант и одежда, так и инструменты и оборудование. Для ледовой разведки этот комплекс оснащён бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения. Это позволяет оперативно оценивать динамику ледяных сдвигов. VRT300 Arctic Supervision оборудован дизельным двигателем. Его использование на ледоколах, в том числе патрульных, на буровых платформах — дело ближайшей перспективы.

Традиционная авиация и наземные службы требуют строительства аэродромов. А вот мониторинг с использованием беспилотных летательных средств в Арктике и на Крайнем Севере не так затратен, а, значит, экономически более выгоден.



VRT300 Arctic Supervision. Фото: Вертолёты России

 

«Калашников» диктует арктическую моду

В разработке экипировки концерн отличился новинкой «Нанук». Экстремально низкие температуры для этого комплекта не страшны. Специальная экипировка и снаряжение концерна «Калашников» разработана для военнослужащих спецподразделений, действующих в условиях Крайнего Севера и Арктики. Причем, комплект «Нанук» уже испытан на местности. Проверка показала не просто пригодность для работы, но и максимальное удобство для личного состава при выполнении боевых задач.

В составе набора «Нанук» имеется все необходимое для экстремальных широт – снегоход, рейдовый костюм, арктическая палатка, спальный мешок, контейнеры для транспортировки и сохранения жизненно важных средств обеспечения (аптечка, продукты питания, аппараты связи и др.)

Предполагается, что комплект будет доступен и в торговой сети для гражданских лиц. Ведь элементы набора могут быть востребованы и любителями экстремального отдыха, путешественниками. С наступлением глобального потепления многие природные заповедники Арктики, особенно на дальних архипелагах, стали более посещаемыми. Есть даже туристические фирмы, специализирующиеся на арктических направлениях. Костюм «Нанук» может спасти человека, упавшего в прорубь (костюм обладает высокой плавучестью и имеет встроенную эвакуационную петлю, за которую можно утопающий вытаскивается из воды).

 

Фото: Калашников Media

    

Словом, заблудиться в бескрайнем ледяном ландшафте и потерять ориентиры, имея при себе комплект «Нанук», созданный при участии Министерства обороны Российской Федерации и ассоциации содействия освоению арктических территорий «Северный десант», не так страшно.

Испытания комплекта опробованы специалистами «Калашникова» и военнослужащими Минобороны РФ в ходе арктической экспедиции в марте 2018 года на полуостровах Ямал и Таймыр. Температура тогда достигала -47 °С, ветер доходил до 25 м/с и выше, а влажность воздуха превышала 100%. «Нанук» выдержал.

Развитие военной и гражданской инфраструктуры российской Арктики привлекло внимание крупнейших оружейных концернов и холдингов ВПК, специализирующихся на продукции двойного назначения. Скоро мы услышим о многих новинках, созданных специально для Арктики, включая роботизированную технику с самыми удивительными функциями. Однако, без человека в этом суровом регионе все равно не обойтись. Ведь Северным сиянием можно еще и любоваться…

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике