Ледокольная затея Трампа

Владимир Ераносян
20 Июня, 2020 | 02:54
Ледокольная затея Трампа
Фото: Вадим Кантор


Спасет ли лед Трампа от пламени

Когда в США стало совсем жарко от фактического бунта чернокожих граждан при абсолютной поддержке СМИ, президент США Дональд Трамп ни с того ни с сего решил сменить информационную повестку, пожелав охладить пыл протестующих заявлением о милитаризации Арктики.

Надо отдать должное Трампу. Он живет своей автономной жизнью, лавируя меж льдом и пламенем, как в «Игре престолов» Джорджа Мартина. Как ледокол, вспарывая ледяные глыбы, Трамп решил уйти из-под огня реальных проблем Америки как можно дальше. Прямо во льды. В вечную мерзлоту.

Возможно, именно поэтому в июньском приказе Трампа, изданном под видом меморандума для собственной администрации, речь вдруг пошла о ледоколах. К 2029 году, то есть в течение 9 лет, Трамп вознамерился создать полноценный ледокольный флот и милитаризировать присутствие США в Арктике, чтобы «противостоять возможностям России и Китая».

Тот факт, что США давно плетется в аутсайдерах в ледокольной гонке Трампа вовсе не смущает. Он считает, что его администрация может в течение столь непродолжительного отрезка времени наверстать упущенное. Об этом и идет речь в нашумевшем меморандуме, который Белый дом разослал во все ключевые ведомства — в министерства обороны и внутренней безопасности, а также в бюджетное управление.

Трамп, выражающий интересы промышленного капитала и ВПК, прекрасно осознает, что должен действовать быстрее, загрузив под завязку подрядчиков строительством крупнотоннажных судов и обеспечив поддержку проекту на административном уровне, утвердить финансирование в конгрессе. Верфи спонсоров его предвыборной кампании должны получить заказы, пока он еще в силе, до ноябрьских выборов. До того, как станет совсем горячо.

Никого не волнует, что битву за Арктику с Россией Соединенные Штаты давным-давно проиграли. Российская военная инфраструктура на архипелагах Северного Ледовитого океана, и на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта, где за пять лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тысяч квадратных метров, составляет настолько мощный кулак, что справиться с ним предполагаемым четырем новым американским и международным военным базам не под силу.

Но главное — добиться одобрения Конгрессом выделения колоссальных средств на их постройку, ведь подрядчики жаждут заказов и торопят Трампа. Под натиском глобалистов-спонсоров «демократа» Джо Байдена они уже растеряли прежнюю уверенность в несокрушимом обаянии 45-го президента. Поэтому им нужна более весомая зацепка за госзаказы, нежели иллюзии или обещания.

Продекларированная готовность построить флот за 9 лет сама по себе не означает осуществление замысла, зафиксированного в меморандуме главы Белого дома, где черным по белому написано: «…Соединенные Штаты разработают и осуществят программу закупок ледокольного флота для обеспечения полярной безопасности. Она будет поддерживать наши национальные интересы в Арктике и Антарктике…» Дело за финансированием столь глобальной стройки.


Никитин Ярослав_ jnk01130000 .jpg
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

Успеет ли Трамп потратить деньги на новые ледоколы

Арктический регион в ближайшей перспективе может превратиться в новое яблоко раздора мировых держав. При этом уже ясно, что США не станут считаться с интересами сателлитов, у которых в Арктике собственные интересы. Ведь речь идет о колоссальных разведанных энергоресурсах.

Однако вопрос стратегической важности Крайнего Севера, через который проходят кратчайшие траектории полета межконтинентальных баллистических ракет как в США, так и в сторону России, представляет из себя отдельную тему. Вашингтон не просто прошляпил Арктику, а еще и пытается сохранить хорошую мину при плохой игре.

Что касается ледокольного флота США, то на сегодня он составляет всего лишь два морально устаревших ледокола тяжелого и среднего класса, находящихся даже после модернизации в состоянии предельного износа. Примерно в 2029 году входящие в Береговую охрану средний ледокол «Healy» и «Polar Star» подлежат списанию. В апреле 2019 года Береговая охрана США уже объявила о подписании контракта на 746 миллионов долларов с «VT Halter Marine» (Миссисипи) на проектирование и конструкцию полярного катера безопасности.

Однако Служба исследований конгресса держит этот проект под неусыпным контролем и все время интересуется, сможет ли Береговая охрана выполнить свои обязательства о постройке нового судна без увеличения сметы. Здесь возникает вопрос, как конгрессмены будут себя вести в отношении новой программы Трампа по созданию ледокольного флота.

Россия после развала СССР сумела не просто сохранить ледоколы, но и обеспечить прирост ледокольной армаде, располагающей сегодня 40 ледоколами разных классов. Безусловное доминирование России в Заполярье во многом обеспечивается не только самой протяженной береговой линией на Северном Ледовитом океане и военной инфраструктурой, но и мощью ледокольного флота.

Почему же именно сейчас Трамп решает озвучить столь сомнительные для реализации ледокольные амбиции?

Понятно, что его декларации вполне соответствуют центральному посылу озвученной им некогда политики о возвращении прежнего величия Америки. Но ведь этим декларациям перестали верить даже союзники. К тому же Трамп произносит их в тот момент, когда его положение шатко, и он с каждым днем из императорского пингвина преображается в хромую утку. Откуда эта северная прыть?

На самом деле ничего странного. Здесь необходимо учесть главные факторы.

Во-первых, капиталисты чуют выгоду в Арктике вне зависимости от политических ветров, а президенты для них всего лишь менеджеры. Направление обозначено. Теперь важно заявить о своих сомнительных правах, чтобы выторговать себе хоть какие-нибудь торговые преференции, и по возможности запустить руку в военный бюджет.       

Во-вторых, несмотря на то, что Северный морской путь для России — «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация», что отражено в нашем законодательстве, это не дает покоя американским транснациональным корпорациям. Они попытаются внушить правительству США свою трактовку положения Конвенции ООН по морскому праву в выгодных для себя интерпретациях и навязать международному сообществу мнение о том, что Северный морской путь является международным транспортным маршрутом.

 

Гернет Николай_ ngrt0966727 .jpg

Фото: Николай Гернет, GeoPhoto


Милитаризация Аляски неизбежна

Оспорить суверенитет России над ее арктическим шельфом и омывающими водами вряд ли кто осмелится. Поэтому юридическую казуистику также можно отвести к элементам политического торга.

Но для любого торга нужны козыри в рукаве. А их вследствие абсолютного доминирования России в регионе у США нет. Удобная прибрежная инфраструктура, современный ледокольный флот и функционирующие военные базы, оснащенные самыми передовыми комплексами ракетного оружия и аэродромами, говорят о том, что у Вашингтона нет иного выхода, кроме как попытка догнать лидера.

И вот здесь начинается самое интересное! В пожарном порядке, за пять месяцев до выборов 46-го Президента, подписываются контракты на строительство трех тяжелых ледоколов и еще нескольких средних. Сможет ли американский ВПК справиться с этой задачей, успеет ли Трамп произвести хотя бы первый транш на проектирование или спустя пять месяцев финансирование закроют уже по приказу новой администрации?

Учитывая наличие в США верфей, со стапелей которых спускались на воду авианосцы, производственные мощности там действительно есть. Возможности взять ледоколы, в том числе военного назначения, в лизинг у Норвегии и Финляндии, также имеются. Однако все они простираются в пределах гипотетической вероятности. И скорее всего в ближайшее время так и останутся на бумаге. Единственное, что американцы и их союзники могут сделать быстро — это построить заявленные военные базы, к примеру, на Аляске и в Исландии, реанимировав и усилив авиабазу в Кеблавике.

Насчет Аляски можно не сомневаться вовсе. Член комитета сената по вооруженным силам республиканец от штата Аляска Дэн Салливан призвал Белый дом направить больше военных ресурсов в Арктику, заявив, что меморандум Трампа «придаст вес» усилиям США по наращиванию арктического присутствия. Именно Дэн Салливан внес законопроект «О стратегическом арктическом военно-морском фокусе».

В этой связи понятны рекомендации администрации Трампа. Они касаются создания двух новых баз поддержки ледокольного флота в США и двух на иностранной территории. Пентагону поручается предложить возможные места для будущих баз.

 

Фото: Alex Zanuccoli

Верит ли Трамп в ледокольную затею

Россия, подразумевая активизацию США на Аляске, уже сработала на опережение, разместив противокорабельные ракетные комплексы на Чукотке. На Ижевском электромеханическом заводе «Купол» созданы арктические версии ЗРК «Тор-М2ДТ». Помимо глобальных ледокольных проектов в прошлом году на воду был спущен первый патрульный ледокол «Иван Папанин». В ближайшие годы стоит ожидать появления целого класса боевых кораблей, тактико-технические данные которых пока не разглашаются, но которые разработаны специально для деятельности в условиях вечной мерзлоты.

Между тем, по оценке «Guardian», в документе относительно ледокольного проекта администрации Трампа содержится призыв разработать план в течение двух месяцев, то есть к концу лета.

Но в меморандуме есть одна существенная оговорка, которая по сути является дисклеймером. Предлагается рассмотреть любые варианты усиления американского присутствия в Арктике, которые охватывают «весь спектр задач национальной и экономической безопасности, включая содействие разведке и эксплуатации ресурсов, а также прокладку и обслуживание подводных кабелей».

Неужто Трамп априори не верит в ледокольную затею, и пытается перестраховаться на случай, если она провалится, расширением спектра и размыванием задач?


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике