Сейчас в Архангельске

18:43 3 ˚С Погода
18+

Логика арктической добычи. Почему компании продвигаются на Север?

Совместный проект «Газпром нефти» (оператор разработки) и «Роснефти» в Арктической зоне принес компаниям 25 млн т нефти.

Полезные ископаемые
Мария Кутузова
6 февраля, 2022 | 09:46

Логика арктической добычи. Почему компании продвигаются на Север?
Фото: Мессояханефтегаз


Совместный проект «Газпром нефти» (оператор разработки) и «Роснефти» в Арктической зоне принес компаниям 25 млн т нефти. Расположенное на Гыданском полуострове Ямало-Ненецкого края Восточно-Мессояхское месторождение было введено в промышленную эксплуатацию в сентябре 2016 года. Разрабатывает актив совместное предприятие «Мессояханефтегаз», паритетно контролируемое «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Несмотря на то, что проект компаний на группе Мессояхских месторождений в ЯНАО реализуется в условиях ограниченного доступа к транспортной и промышленной инфраструктуре, за последнюю «пятилетку» партнерам удалось добиться впечатляющих результатов в арктических условиях. 


40% добычи в Арктической зоне

Восточно-Мессояхский и Западно-Мессояхский лицензионные участки на Гыдане входят в группу Мессояхских месторождений, по разведанным запасам углеводородов эти арктические активы относятся к уникальным. Оператор проекта «Мессояханефтегаз» при разработке Восточно-Мессояхского месторождения сделал особый акцент на внедрение цифровых технологий. Как рассказали в «Газпром нефти», в 2021 году оператор запустил в работу интегрированный центр разработки месторождений с высокотехнологичным комплексом цифровых двойников.

«Компьютерные модели скважин, трубопроводов, промышленных мощностей подготовки нефти и газа создают цифровой аналог автономного нефтепромысла, синхронизированы с реальными производственными процессами и способны воспроизвести полный цикл добычи от процессов в пласте до сдачи нефти», – рассказали в компании. Применяемые на Мессояхе решения подтвердили их эффективность в работе с трудноизвлекаемыми запасами в условиях Заполярья. В настоящее время на Восточной Мессояхе работают около 500 эксплуатационных скважин, из которых в сутки добывается порядка 18 тыс. тонн нефтяного эквивалента. В 2021 году «Мессояханефтегаз» пробурила 93 высокотехнологичные скважины с высоким индексом сложности бурения. 

По словам главы дирекции по добыче «Газпром нефти» Сергея Доктора, компания расширяет деятельность в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Сейчас у российских нефтяников существует четкое понимание: как освоить сухопутную часть Арктики. Что касается шельфовых проектов («Газпром нефть» с 2014 года ведет промышленную разработку Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море), у отечественных компаний за последние годы появился обширный опыт работы на мелководье, в том числе в ледовых условиях. Сергей Доктор утверждает наличие у российских нефтяников всех необходимых компетенций и технологий для разработки мелководного шельфа Арктики.


1-_-SHA_5382.jpg

Фото: Мессояханефтегаз


Освоение «Газпром нефтью» Приразломного морского и Новопортовского сухопутного месторождений подтвердило готовность компании обеспечить и эффективную разработку, и логистические операции по поставкам сырья на международные рынки. Что касается глубоководных проектов в Арктике, многие лицензионные участки требуют дальнейшей геологоразведки. Экономическая привлекательность освоения таких ресурсов, по мнению топ-менеджера «Газпром нефти», зависит от величины запасов на открываемых месторождениях. По словам Доктора, Арктика – важное и перспективное для России направление, но это очень сложный регион: по мере технологического развития нефтегазовой промышленности, в Арктической зоне открываются все новые возможности. Отказ от разработки шельфа может ограничить потенциал роста для российских нефтяников. 

Уже сегодня, по словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, 40% добычи компании приходится на Арктическую зону. В конце прошлого года нефтяники сформировали новый центр добычи нефти в северной части ЯНАО, где ввели в строй нефтедобывающую инфраструктуру на Песцовом и Ен-Яхинском месторождениях в Надым-Пур-Тазовском регионе. Здесь акцент сделан на разработке так называемых нефтяных оторочек – одно из перспективных направлений российской нефтедобычи. Согласно планам, в 2022 году уровень добычи в этом арктическом проекте составит 2,8 млн тонн жидких углеводородов и 4,3 млрд куб. м газа. Кроме того, в декабре прошлого года «Газпром нефть» запустила арктический подводный газопровод «Газ Ямала» через Обскую губу Карского моря. Трубопровод мощностью в 20 млрд куб. м природного газа в год соединил производственные объекты полуострова Ямал с газотранспортной магистралью Ямбург- Тула, что позволит поставлять газ с Новопортовского месторождения в Единую систему газоснабжения России. 


Большой завоз «Роснефти»

У крупнейшей нефтяной компании России большие планы на развитие поставок из Арктической зоны в рамках проекта «Восток Ойл». На судостроительном комплексе «Звезда» к 2027 году запланировано строительство 10 нефтеналивных танкеров ледового класса Arc-7. Согласно планам, первое судно построят к 2024 году, еще два – к 2025 году, три – в 2026 году и четыре – в 2027 году. Кроме того, на «Звезде» уже строят танкеры-газовозы аналогичного ледового класса для перевозки сжиженного природного газа. Контракт на строительство пятнадцати таких судов заключен с компаниями группы ВЭБ.РФ. Этот проект ориентирован на поставки арктического СПГ, производимого в рамках проекта компании «НОВАТЭК».

В интересах проекта «Восток Ойл» «Роснефть» в эту зиму реализует масштабный завоз оборудования по Северному морскому пути и зимним автомобильным дорогам. Поставки выполняются через порт города Дудинка на производственные базы «Точино», «Караул» и «Таналау» на реке Енисей в Красноярском крае, куда планируется завезти сотни тысяч тонн грузов и материалов. Доставка грузов по зимним дорогам потребовала строительства около 1,5 тыс. км зимников и ледовых переправ. 

Компания в 2020 году приступила к реализации проекта «Восток Ойл», в рамках которого будут освоены месторождения на Таймыре. В проект входят активы НК на севере Красноярского края - 52 лицензионных участка, в том числе Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения, а также новые месторождения: Пайяхское и Западно-Иркинское. «Роснефть» ведет строительство нефтетранспортной системы «Восток Ойл». Нефтепровод соединит месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров со строящимся нефтеналивным терминалом порта «Бухта Север». Общая протяженность нефтепроводной системы составит около 770 км. Не так давно аналитики Goldman Sachs назвали проект «Восток Ойл» «привлекательной долгосрочной инвестицией».



Фото: Мессояханефтегаз


«Норникель» подвел итоги 2021 года

ГМК «Норильский никель», крупнейший мировой производитель палладия и высокосортного никеля, а также крупный производитель платины и меди, раскрыл предварительные результаты деятельности в прошлом году. Компания произвела в 2021 году 2,6 млн унций палладия и 641 тыс. унций платины, что на 7% и 8% соответственно меньше, чем в 2020 году. По информации «Норникеля», компания столкнулась в прошлом году с рядом непредвиденных обстоятельств в Норильском дивизионе. Из-за аварии пришлось временно приостановить Норильскую обогатительную фабрику, а из-за подтопления грунтовыми водами – добычу на двух рудниках. К настоящему моменту рудники «Октябрьский» и «Таймырский», а также Норильская обогатительная фабрика восстановлены и работают на полную мощность. Компания также снизила выпуск никеля на 18%, до 193 тыс. тонн. Производство меди (с учетом Быстринского ГОКа) сократилось на 16%, до 406,84 тыс. тонн. 

В 2022 году «Норникель» планирует произвести из собственного сырья 205-215 тыс. тонн никеля, 2,451-2,708 млн тройских унций палладия, 604-667 тыс. тройских унций платины и 365-385 тыс. тонн меди без учета Быстринского ГОКа, на котором компания собирается добыть 64-68 тыс. тонн меди и 225-245 тыс. тройских унций золота.

«Норникель» и Helsinki Shipyard Oy строят ледокол для обеспечения транспортировки в бассейнах реки Енисей, Енисейского залива и Карского моря, что откроет доступ в морской порт Дудинка как для корпоративного флота «Норникеля», так и для судов партнеров. Строительство нового ледокола планируется закончить к зимнему сезону 2024-2025 годов. Судно будет работать на сжиженном природном газе и станет первым СПГ-ледоколом, осуществляющим проводку судов на Северном морском пути.



Фото: Northvolt


Шведские аккумуляторы на Крайнем Севере

Среди прорывных проектов в области новой энергетики можно отметить запуск в эксплуатацию завода компании Northvolt на севере Швеции, где стартовало производство аккумуляторов для электромобилей. Согласно планам к 2030 году здесь будут ежегодно выпускать аккумуляторы совокупной емкостью в 60 ГВт‧ч. 

Предприятие Northvolt расположено в небольшом шахтерском городке Шеллефтео. Завод ориентирован на выпуск литиевых аккумуляторов призматической формы для батарей электромобилей. Среди заказчиков Northvolt можно отметить Volvo Cars, Polestar, BMW, Scania и Volkswagen. Northvolt с портфелем заказов на 30 млрд долларов ставит целью стать европейским лидером по производству, заняв в Европе долю в 20-25%.

Среди основателей Northvolt можно отметить бывших вице-президент Tesla по работе с поставщиками комплектующих Питера Карлсона и исполнительного директора цепочки поставок Tesla Паоло Черутти. Целью их  проекта стала разработка «самого экологичного в мире» аккумулятора. Во многом аккумуляторный завод на севере Швеции является европейским аналогом Gigafactory Илона Маска в Техасе. Однако бывшие сотрудники богатейшего человека в мире решили пойти дальше и недавно объявили о разработке инновационной технологии производства литий-ионных аккумуляторов, произведенных из вторсырья: переработанных никеля, марганца и кобальта, что позволит организовать на шведском заводе замкнутый цикл производства новых аккумуляторов. 


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике