«Медведи» и «Белые лебеди» в небе над Арктикой

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
14 Декабря, 2020 | 05:47
«Медведи» и «Белые лебеди» в небе над Арктикой
Источник: В. Савицкий / mil.ru

 

Общая арктическая картина маслом

Развитие военной инфраструктуры России на архипелагах Северного Ледовитого океана по-прежнему не даёт покоя США и сателлитам. Противопоставить наращиванию мощи Северного флота и возможностям средств обнаружения и уничтожения баллистических и аэродинамических целей ПВО и ПРО России в регионе американцы и их союзники по НАТО могут только провокации.

Даже учения, которые в 2020 году сменяли одно другое то в Баренцевом море, то на Северном полюсе, то у берегов Аляски в море Бофорта, были призваны показать, что делёж «арктического пирога», по мнению янки, не закончен. Они в рамках концепции «распыления сил России» призывают «навалиться» на Россию всем скопом.

Для этого Пентагоном изобретаются новые концепции ВВС и ВМС, привлекаются новые страны к всевозможным учениям у границ российского шельфа и в нейтральных водах в непосредственной близости от российских ВМБ и Северного морского пути. Не всегда это страны НАТО. Вспомним хотя бы тренировки финского лыжного спецназа и шведско-финскую военную кооперацию. Интересно, против кого кооперируются?

К учениям привлекаются не только английские подводные субмарины для патрулирования, но и истребительная авиация скандинавских стран для демонстрации силы в воздухе по всему периметру исключительной экономической зоны России. Даже единственный норвежский патрульный ледокол «Свальбард» водоизмещением 6300 тонн, который снабжён движителем Azipod ледового класса и способен фрезеровать арктический лёд толщиной до 2,1 метров, участвует в этой «демонстрации мускулов». Что показательно, в 2019 году «Свальбард» дошёл до Северного полюса, обозначив для всего мира, что в НАТО всё же имеется новый ледокол.

 

Ледокол «Свальбард». Источник: береговая охрана Норвегии / vpk.name

 

Цель экспедиции к Северному полюсу «Свальбарда» заключалась по декларативному пресс-релизу НАТО в установлении датчиков морского дна, которые позволяют ученым мониторить температуру воды в Арктическом бассейне. То есть снарядили экспедицию, чтобы поставить градусник. А вот «Джон МакКейн», правда, в зоне ответственности Тихоокеанского флота, в ноябре нарушил историческую границу российской акватории с целью «обеспечения свободы судоходства».

Эта цель постоянно озвучивается и применительно к Арктике. Исключительные права России на Северный морской путь постоянно оспариваются именно под предлогом свободы судоходства.

К слову, одиночный прорыв, коим было появление в территориальных водах России в заливе Петра Великого эсминца типа «Арли Бёрк» с громким названием «Джон МакКейн», возвещает о том, что американцы нацелены в 2021 году не просто продолжить провокации, но и проводить более агрессивную политику в отношении России, коей отличался покойный русофоб сенатор МакКейн.

 

Русские «Медведи» умеют летать

Самой показательной демонстрацией силы США было всплытие двух стратегических атомных субмарин в море Бофорта в рамках учений ICEX-2020. Благо, хоть всплыли они у берегов американской Аляски, но при этом в Пентагоне заявили, что границы районов возможных действий американских подводных лодок в ходе маневров ICEX-2020 будут находиться недалеко от архипелага Земля Франца-Иосифа. А, как известно, на одном из островов этого архипелага расположен основной форпост Минобороны России в Арктике – база «Арктический трилистник».

В этой связи нужно отметить, что субмарины ВМС США были обнаружены российскими дальними противолодочными самолетами Ту-142МК. Причём задолго до того, как военные моряки атомных подводных лодок USS Toledo и USS Connecticut пробили рубкой лёд, не сломав при этом перископы.

    

Ту-142. Источник: РИА Новости

 

В рамках трёхнедельных учений американцы разбили в Арктике временный лагерь Seadragon прямо на ледяном щите и произвели несколько всплытий, в том числе и на Северном полюсе. Всё это время их вели наши самолеты и «слушали» наши гидроакустики. В случае чего, большие противолодочные корабли и подводные крейсеры стратегического назначения готовы были уничтожить вероятного противника ракетным и торпедным оружием.

Наши Ту-142МК по кодификации НАТО называются Bear-F «Медведь». Они известны своей эффективностью по отслеживанию транзит подлодок противника.

Патрулирование в небе не прекращается никогда. Боевое дежурство дальней противолодочной авиации в арктических водах может включать отработку поисковых задач даже у Фарерских (в северной части Атлантического океана между Шотландией и Исландией) и Шетландских (архипелаг на северо-востоке Шотландии) островов, у северных берегов Великобритании, а затем в северной части Норвежского и западной части Баренцева морей.

 

«Медведю» всегда поможет «Лебедь»

Коль вспомнили «Медведя», который быстрее всех обнаруживает «непрошеных гостей» в российской Арктике, стоит напомнить и о «Белом лебеде», как именуют наш сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160. Два наших Ту-160 установили мировой рекорд по дальности и продолжительности беспосадочного полёта для самолётов данного класса 19 сентября 2020 года. Лётчики ВКС России находились на этих бомбардировщиках в воздухе более 25 часов, преодолев свыше 20 тысяч километров.

Полёт проходил в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий центральной части Северного Ледовитого океана и Тихого океана. «Белые лебеди» пролетели над Карским морем, морем Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским, Баренцевым морями.

 

«Белый лебедь» Ту-160. Источник: mil.ru

 

Кстати, американцы придумали нашему «Лебедю» своё название – «Блэкджек». Это победная комбинация в известной игре. Видимо, называют они наш бомбардировщик так потому, что это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Ту-160 – самый тяжёлый боевой самолёт в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Помимо этого, «Белый лебедь» – самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении.

Состоящие на вооружении Ту-160 крылатые ракеты Х-55СМ с дальностью до 2500 км предназначены для поражения целей с заранее заданными координатами. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические ракеты Х-15С. Самолёт может оснащаться и свободнопадающими бомбами (до 40 тонн) различного калибра, в том числе ядерными, разовыми бомбовыми кассетами и, конечно, морскими минами. А это означает, что после передачи данных Медведями Белым лебедям по атомным субмаринам врага может ударить не только ракета «Булава» дальностью 9300 км с российской атомной субмарины «Борей-М» проекта 955М, но и Ту-160.

Кстати, в недалёкой перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав новейших высокоточных крылатых ракет  Х-555, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения стратегических и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике