Минвостокразвития провело совещание по работе единого морского оператора северного завоза в пилотном регионе – на Чукотке
С 1 января 2026 года опыт новой системы северного завоза, отработанный на Чукотке, будет распространён на другие регионы

Столица Чукотки Анадырь. Фото: Слава Степанов / gelio.livejournal.com
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков провел совещание по работе единого морского оператора (ЕМО) северного завоза, акционерного общества «Росатом Арктика», в Чукотском автономном округе – пилотном регионе для отработки новой системы завоза. На совещании присутствовали главы дальневосточных и арктических регионов и представители «Росатома». Минвостокразвития является федеральным координатором исполнения закона о северном завозе, сообщает ИА «Чукотка».
Чукотский округ был выбран в качестве пилотного региона, поскольку наиболее зависим от сжатых сроков навигации. Полноценную работу единый оператор начнёт с 1 января 2026 года, но уже в навигацию-2025 выполняет эту роль, занимаясь доставкой грузов в порты Чукотки. Новая система доставки грузов северного завоза морскими судами предполагает принцип «одного окна»: перевозку грузов судами внутреннего водного транспорта, их экспедирование, организацию погрузочно-разгрузочных работ, хранение, упаковку и маркировку.
По данным специального представителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, в регион уже доставлены более 15,5 тыс. тонн грузов северного завоза. Еще 33,5 тыс. тонн находятся в процессе транспортировки. Для перевозки задействовано 5 судов – 4 танкера и сухогруз. Всего в этом году в ходе эксперимента по внедрению нового логистического оператора в регион транспортируют более 161 тыс. тонн грузов и 154 тысячи тонн топлива и ГСМ.
Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов добавил, что все мероприятия выполняются по утвержденному плану. Продовольственную навигацию единый морской оператор открыл в округе 14 июля. Всего в ходе пилотного проекта на Чукотке до завершения навигации в ноябре 2025 года будет доставлено 6,9 тыс. тонн продовольственных товаров.
С 1 января 2026 года опыт новой системы северного завоза, отработанный на Чукотке, распространят на другие регионы. Единый оператор начнет регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами по регулируемым гостарифам. При реализации проекта будут учтены особенности каждой территории: действующие логистические схемы, сжатые сроки арктической навигации, климатические условия, инфраструктура и перспективы развития населенных пунктов.