Модернизация арктических аэропортов России – необходимое условие развития регионов Арктики

Транспорт и логистика
Александр Шимберг
13 Июня, 2020, 10:47
Модернизация арктических аэропортов России – необходимое условие развития регионов Арктики
Фото RTP.expert

Арктика занимает значительную часть российской территории, и хотя плотность населения в арктических районах минимальна, развитие региона, обладающего колоссальной ресурсной базой, существующими городами и развивающимися припортовыми территориями, а также проживающими исторически в этих краях коренными народами, требует развития транспортной инфраструктуры. Многие населенные пункты доступны для автомобильного транспорта только в зимнее время – по зимникам, а летом по многочисленным рекам Севера. В этом смысле универсальным всесезонным средством является авиация, но самолетам требуется наземная инфраструктура, требующая значительных вложений. Вертолеты в этом смысле неприхотливее, но тоже требуют оборудованных посадочных площадок.

 

Арктическое авиасообщение - приоритет

 

 Коронавирусные реалии могут замедлить, но не остановят масштабный проект по модернизации арктических аэропортов России.

 В законе об основах госполитики в Арктике до 2035 г. (утвержден президентом в марте 2020 г.) отмечается необходимость обеспечения круглогодичных магистральных, межрегиональных и местных авиаперевозок по доступным ценам. Среди задач зафиксировано развитие сети аэропортов и посадочных площадок. Дорог между населенными пунктами мало, география полетов обширна, однако возможности региональных бюджетов ограничены.

По словам экспертов, 30-40 % всех местных авиаперевозок страны приходится на арктическую зону. С учетом того, что на транспортировку приходится значимая часть расходов, активные действия федеральных властей в этом направлении не только оправданы, но и жизненно необходимы.

 

«Развитие региональных аэропортов и маршрутов»

 

В настоящий момент в России реализуется федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», который направлен на реконструкцию аэропортов севера. Планируется, что реконструкция 7 из 15 аэропортов Арктической зоны начнется в 2021 г., а в 2022 г. еще четырех. В 2019 г. строительно-монтажные работы начаты (Нерюнгри, Олекминск, Сеймчан, Верхневилюйск, Жиганск, а проектно-изыскательские работы тоже идут (Маган, Усть-Нера и Полярный). Практика показывает: сроки могут сдвигаться, но проект реализуется. Часть аэропортов реконструируется и вне этого проекта.

 

Аэропорт Норильск Алыкель

В планах до 2023 г. реконструкция всех 15 аэропортов. Часть работ уже проведена. Так, реконструкция аэропорта в Норильске находится в завершающей стадии. Этот аэропорт планировали реконструировать несколько лет назад, однако из-за высокой транспортной значимости (имеет статус аэропорта совместного базирования и приравнен к международному) модернизацию пришлось проводить поэтапно в 2016-2018 гг. Проект был реализован с помощью механизмов государственно-частного партнерства, однако в других арктических аэропортах России этот механизм реализовать несколько сложнее.

Аэропорт в Мурманске ведет работы по реконструкции привокзальной площади. На реконструкцию аэропорта Амдерма (НАО) выделяется около 800 млн руб., а работы планируется завершить в 2021 г. Реконструкцию взлетно-посадочной полосы в г. Певек (Чукотка) осуществляет кипрская «Планум» (работы планируется завершить до 2022 г.). Эти работы в аэропорту самого северного города России стали возможным после решения начать освоение Баимской рудной зоны (медь и золота). Помимо этого, в прошлом году «Аэропорты Чукотки» (подведомственное учреждение Росавиации) объявило три тендера на подготовку проектов и инженерно-изыскательских работ в аэропортовых комплексах (Бухта Провидения, Лаврентия, Марково).

    

Нужны федеральные импульсы

 

Развитие гражданской авиации в арктической зоне России требует усиления внимания федерального центра к проблеме. Регионы (например, Якутия) регулярно ставят вопрос о субсидировании пассажирских авиаперевозок. Этот вопрос рассматривался в 2020 г. Минтрансом, но в связи с масштабным экономическим ущербом от коронавируса тема ушла на второй план. Тем не менее, субъекты федерации надеются на арктические инвестиционные проекты, которые невозможно реализовать без авиации (освоение нефтяных месторождений Пайяхская группа, Сырадасайское угольное месторождение и др.).

 

Аэропорт Певек

В то же время нужно реалистично оценивать ситуацию. Разворачивание гражданской авиации в Арктике связано с освоением природных ресурсов, и здесь на первый план выходят вопросы экономической целесообразности, хотя ни в коем случае нельзя забывать, что в регионе проживают наши граждане в  том числе и в небольших поселках и улусах, кочуют представители коренных народов Севера.

 Эксперты отмечают необходимость дорожной карты развития – сбалансированной авиатранспортной системы, которая станет основой планирования и развития гражданской авиации в Арктике. Модернизация аэропортов Арктической зоны важный, но отнюдь не завершающий этап этого процесса. Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» не затрагивает реконструкцию аэродромов с грунтовой полосой и посадочных площадок, которых на Севере много. На первой картинке изображены действующие аэропорты в Европейской части российской Арктики с твердой посадочной полосой длиной более 600 метров, на второй – остальные, в том числе (серым цветом) недействующие. (сканы с сайта aopa.ru).




Невооруженным глазом видно сколько было аэродромов и посадочных площадок в советское время, и сколько их осталось сейчас. Конечно, во главу угла ставится сейчас экономическая целесообразность, но без развития транспортной инфраструктуры, значимой частью которой в Арктике является авиация, невозможно качественное развитие российского Севера ни для жителей, ни для туристов, ни для развития инфраструктурных проектов добычи и переработки полезных ископаемых

Приходится констатировать, что некоторые проекты могут быть перенесены на более поздний срок, однако их актуальность, как и внимание со стороны государства, не вызывает сомнения, хватило бы только ресурсов, финансовых и технологических.

    ***

Александр Шимберг, специально для GoArctic

 

 


далее в рубрике