На пути к безмазутной Арктике

Экология Энергетика
Дмитрий Михайличенко
17 Июня, 2020 | 03:06
На пути к безмазутной Арктике
Фото: www.hurtigruten.us


Освоение Арктики требует использования современных, более экологичных, чем мазут, видов энергии. Однако процесс перехода не будет быстрым: здесь нужен баланс между требованиями экологов и экономической целесообразностью.


На пути к запрету

Сейчас в мире примерно 75% cудов, заходящих в арктические воды, работают на мазуте. Канадские эксперты недавно сообщили о том, что за последние восемь лет 37% канадских судов в Арктике работали на мазуте. Получение более точной аналитики затруднено. Все Арктические страны признают: разливы от мазута наносят ущерб экосистемам. В Антарктиде использование мазута уже запрещено.


  

Фото: Thomas Nilsen, The Independent Barents Observer


Отказ необходим

Беспрецедентный разлив нефти в Мексиканском заливе (2010 г.) спровоцировал масштабную работу в этом направлении. Тогда по заказу Арктического совета была проведена комплексная оценка воздействия судоходства на арктические экосистемы, и был сформулирован вывод о необходимости отказа от мазутного топлива. Осенью этого года планируют утвердить запрет. Международная морская организация предполагает, что запрет на использование мазута в арктических водах вступит в силу с 1 июля 2024 г., однако в этом вопросе есть сложности.

По существующим договоренностям, некоторые суда, имеющие двойной корпус, смогут использовать флотский мазут до 2029 г. Помимо этого, в странах с арктическим побережьем, таких, как Россия, будет введена возможность выдавать разрешения для отдельных судов до 2029 г. Правила детально пока не определены.

Мировая судоходная отрасль потребляет более 4 млн баррелей в день. Изменения касаются 50 тыс. торговых судов (Тамара Сафонова, РАНХиГС). Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы модернизируют технологические установки и ориентированы на увеличение выпуска остаточного топлива с низким содержанием серы (до 0,5 %). Но данных для того, чтобы сформировать научно обоснованное мнение об эффективности перехода, пока недостаточно. Международная организация по стандартизации (ИСО) занимается мониторингом свойств мазута с низким содержанием серы с целью формирования экспертного мнения о его эффективности.



Фото: Oil.Эксперт


Эксперты отмечают, что инфраструктура для перехода на более экологичные виды топлива пока не создана. В России к этому добавляются и невысокие темпы модернизации предприятий топливно-энергетического комплекса.

Доля транзитных судов, осуществляющих перевозки по Северному морскому пути на природном газе, по итогам 2019 г. равнялась 43% (Алексей Книжников, WWF). Даже эти, достаточно оптимистичные цифры, не позволяют говорить о скором отказе от мазута.


Переход поэтапный

Ни одна из стран не выступает против запрета мазута, вопрос лишь в сроках. Россия и Китай выступают за то, чтобы переход был поэтапным. В противном случае это будет означать, учитывая вышеприведенное процентное соотношение, фактический запрет на судоходство. Эти повысит цены на перевозимые товары и существенно усложнит производственные цепочки.

Работа по переходу ведется. Крупнейшая судоходная компания «Совкомфлот» практически завершила переход на сжиженный природный газ. Суда этой группы готовы к производству топлива с содержанием серы на уровне 0,5 %. Стороны рассматривают меры постепенного отказа от мазутного топлива и формулируют документальную базу по созданию системы гарантий такого перехода.

Итак, отказ от мазутного топлива – не вызывает возражений, но требует дополнительных согласований.



Фото: Юрий Лебедев, WWF Россия


Позиция России, с которой солидаризуется Китай, заключается в поиске баланса между экологической безопасностью и экономической целесообразностью. Экологические запреты не должны приводить к полному запрету судоходства. Эксперты отмечают, что ситуация на топливном рынке, к сожалению, не способствует долгосрочным прогнозам. В условиях коронавирусных реалий, когда контуры мирового порядка подвергаются корректировке, дать научно выверенные прогнозы о перспективах судоходства очень сложно. Степень актуальности использования мазута через десять лет также непонятна.

После норильского ЧП следует ожидать усиления арктического диалога на эту тему. Вполне возможно, председательствующая в Арктическом совете Исландия захочет инициировать дополнительные обсуждения по этому поводу. В этих условиях от России требуется не только эффективная ликвидация последствий, но и усиление работы по переходу судов на сжиженный природный газ.


***

Дмитрий Михайличенко, д-р филос. н., специально для GoArctic

далее в рубрике