Сейчас в Мурманске

16:04
18+

На совещании в правительстве, посвященном транспортной отрасли, шла речь о запуске дорог и об увеличении кредита на северный завоз

Встреча состоялась в преддверии Дня работников дорожного хозяйства и Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта

Транспорт и логистика Чукотка Республика Карелия Северный завоз Якутия Мурманская область Законопроект ХМАО Арктические губернаторы Финансирование
Анна Щетинина
16 октября, 2025, 12:12
На совещании в правительстве, посвященном транспортной отрасли, шла речь о запуске дорог и об увеличении кредита на северный завоз

Фото: Слава Степанов. Источник: gelio.livejournal.com


Президент РФ Владимир Путин провел совещание с членами правительства, посвященное вопросам транспортной отрасли – в преддверии Дня работников дорожного хозяйства и Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, которые будут отмечаться 20 и 26 октября. На встрече шла речь о запуске новых дорог и о северном завозе, сообщает kremlin.ru. В мероприятии приняли участие губернаторы регионов и министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, который выступил с докладом о северном завозе. Губернатор Мурманской области, председатель Комиссии Государственного совета по направлению «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис высказал предложения по северному завозу, которые помогут регионам справляться с решением возникающих в связи с ним проблем: увеличение кредитного лимита и сроков его возврата.

На встрече с президентом губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО – Югры) Руслан Кухарук рассказал о запуске моста через Обь, соединившего центральную часть России, Ямал и ХМАО, и взявшего на себя основную нагрузку двух основных федеральных транспортных коридоров, таких как Арктика – Азия и Северный широтный коридор. Губернатор Республики Карелии Артур Парфенчиков доложил о вводе в эксплуатацию участка федеральной автомобильной дороги, объединяющей регион с Ленинградской и Вологодской областями, – она сделает комфортнее жизнь коренного местного населения и будет способствовать развитию туризма: на этой дороге будут размещаться, в том числе, объекты, связанные с формированием Великого русского северного пути. Алексей Чекунков выступил с докладом о северном завозе, который с апреля 2024 года в 19 регионах России осуществляется по новым правилам.


Северный завоз

Глава Минвостокразвития в докладе на заседании отметил, что с апреля 2024 года в 19 регионах России вступил в силу Федеральный закон о северном завозе и он осуществляется по новым правилам. Основное новшество – это приоритет при доставке грузов северного завоза, снижающий риски срыва сроков доставки. По словам Алексея Чекункова, на 2025 год запланированный объём северного завоза составляет 3,4 млн тонн, из них 2,3 млн тонн – это топливно-энергетические ресурсы, 900 тыс. тонн – горюче-смазочные материалы, 200 тыс. тонн – продовольствие, товары народного потребления, медикаменты, стройматериалы. По состоянию на 1 октября завезено 2,7 млн тонн – это 80% от годового объёма и 100% от запланированного на этот срок. Исполнение годового плана продолжается согласно графику.

Новые правила северного завоза включают новое планирование: сейчас оно осуществляется на трёхлетний период. До конца 2025 года будет запущен первый модуль федеральной информационной системы ФГИС «Северный завоз», и планирование, мониторинг и анализ будут осуществляться с 2026-го и в последующие годы в едином цифровом контуре.

Помимо этого, утверждён перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, в которую вошли 386 объектов: дороги, железнодорожные станции, порты, транспортно-логистические комплексы.

В текущем году в Чукотском автономном округе реализуется пилотный проект по работе единого морского оператора северного завоза: эту роль выполняет АО «Росатом Арктика». Со следующего года работа единого морского оператора будет распространена ещё на шесть регионов.

По поводу финансирования северного завоза Алексей Чекунков отметил, что важную роль в исполнении его планов в условиях высоких коммерческих ставок сыграли региональные лимиты казначейских кредитов. На это использовано более 10 миллиардов рублей для основных регионов северного завоза – Якутии, Чукотки, Камчатки, Магадана. Кредиты – это возвратные деньги, которые выделяются в пределах одного календарного года и позволяют регионам не использовать дорогие коммерческие займы.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис – как председатель Комиссии Государственного совета по направлению «Северный морской путь и Арктика» – в вопросах северного завоза представил на встрече в правительстве интересы регионов всей Арктической зоны. Андрей Чибис отметил, что для властей труднодоступных арктических регионов, таких, как Якутия, к примеру, северный завоз – критическая тема, и что с учётом нового федерального регулирования процесс идёт радикально лучше, чем ранее, но есть предложения по его оптимизации.

Андрей Чибис обратился к президенту с запросами на увеличение лимитов казначейских кредитов на северный завоз и увеличение сроков их возврата. Сейчас лимит на текущий год – 10 миллиардов рублей. По оценкам комиссии и с учётом запросов – регионам необходим лимит в размере 30 миллиардов рублей на 2026 год, и чтобы эти деньги предоставлялись в начале года (для планирования закупки топлива и пр.). Второй запрос – по срокам: сейчас кредиты выдаются в течение календарного года и должны быть возвращены. Андрей Чибис предложил рассмотреть возможность выдачи казначейских кредитов на два или три года, что облегчит властям регионов выполнение работ по северному завозу.

Владимир Путин дал поручение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину обратить внимание на инициативы, озвученные председателем Комиссии Государственного совета по направлению «Северный морской путь и Арктика» Андреем Чибисом, и обсудить их в рамках ближайшей рабочей встречи.




далее в рубрике