Сейчас в Арктике:
Ледоход

На тракторах через ледокольный канал: фоторепортаж с комментариями

На тракторах через ледокольный канал: фоторепортаж с комментариями
18 Мая, 2019, 11:09
Комментарии
Поделиться в соцсетях
На фото: строители ледового моста, слева направо: нижний ряд: Дивинец Артём Григоьевич - главный инженер Диксонской гидробазы, Демешихин Виталий Иванович - инженер механик; верхний ряд: Гамза Григорий Филимонович механик-вездеходчик, неизвестный (?), Мишанов Пётр Степанович - тракторист, Коровкин Геннадий Александрович - групповой механик, Ефимов Александр - радиотехник.


В 1980 году гидрографический отряд № 2 Диксонской базы ГП ММФ СССР (Гидрографическое предприятие Министерства Морского Флота) заканчивал десятилетнюю программу промера со льда в Гыданском заливе Карского моря, после чего возникала необходимость его перебазирования в район порта Диксон. Гыданский залив является мелководным, и вывезти имущество отряда судном-снабженцем было невозможно. Поэтому по предложению Диксонской гидробазы ГП ММФ СССР дало добро на перебазирование имущества отряда санно-тракторным поездом. 

Поход осложнялся наличием в Енисейском заливе ледокольного канала, так как в этом году происходила круглогодовая навигация на Дудинку. Было принято решение организовать ледовую переправу через ледокольный канал вблизи бухты Бражникова в период трёхнедельной паузы между рейсами. Бригада, возглавляемая главным инженером гидробазы А.Г. Дивинцом прибыла к месту работ с жилым балком, трактором, вездеходом, мотопомпой и шанцевым инструментом. Канал шириной около пятидесяти метров на двадцатиметровых глубинах тщательно обследовали, толщина естественного льда в нём была около 30 см, что явно недостаточно для перегона тракторов весом в тринадцать тонн. Бригада выровняла полосу через канал, срубив торосы, а затем с помощью помпы выполнила «намораживание» искусственной «сморози», используя куски торосов, ледяного крошева и снега. Учитывая, что температура держалась около минус 20°, а вода в этом районе опреснённая, удалось довести совместную толщину естественного льда и «сморози» до одного метра, сверху эта полоса была укатана вездеходом ГТТ (гусеничный тяжёлый тягач) и несколько дней промерзала. На эту работу ушла неделя.

В результате получился «ледовый мост-понтон» длиной около 50 метров и шириной 12 метров. 20 апреля к переправе подошёл санно-тракторный поезд (СТП), состоявший из четырёх тракторов Т-100, пяти балков и двух грузовых саней общим весом около 110 тонн. Штурман СТП (начальник г/о № 2) с представителем ГП ММФ осмотрели сооружение, сделали контрольные замеры толщины льда, перегнали по мосту ГТТ весом десять тонн и приступили к переправе поезда. Операция была неординарная, поэтому одному из участников перехода – Вадиму Новопашину было поручено сделать несколько фотографий этого события. Его фотографии лежат в основе фоторепортажа, к ним добавлены ещё несколько фото, сделанных участниками перегона СТП и найденных в архивах работников гидробазы, но за давностью лет авторство определить не представляется возможным.

Картосхема места перехода СТП по ледовому мосту через канал.


Строители моста обследовали ледокольный канал, выбрали наиболее подходящий по толщине льда участок, оградили его опалубкой из рубероида и кольев. Пешнями срубали «ропаки» и лёгким вездеходом трамбовали:



Выровненную поверхность с помощью мотопомпы  заливали водой и промораживали:



Получился «ледовый мост-понтон» толщиной около одного метра:


Так выглядел СТП при выходе из Гыданского залива – два средних сцепа, весом по 30 тонн и один тяжёлый, весом 50 тонн:

  


Сцепы появились на горизонте, на фоне ледового моста:



Весь СТП рассредоточен перед мостом:



Перегон первого трактора через мост. Он выполнялся с максимальными предосторожностями, и в качестве страховки на фаркопе был закреплён  22 мм стальной трос. На снимке видно сплошное торошение в ледокольном канале:



Подготовка первого сцепа к переходу через мост.  Длинный буксирный трос заводится с помощью лёгкого вездехода «ГАЗ-47»:



Самый ответственный момент – первый сцеп проходит по мосту. Двери трактора и аварийный люк на крыше открыты и «зафиксированы», тракторист управляет трактором, стоя в кабине, готовый в любой момент покинуть его. На мосту, рядом с проходящим сцепом стоит штурман СТП и следит за его состоянием. Весь личный состав внимательно наблюдает:


Первый сцеп благополучно прошёл по мосту:



Второй сцеп идёт также со всеми предосторожностями и проходит по мосту без каких либо проблем:



Штурман СТП и представитель ГП ММФ осматривают мост после прохода второго сцепа – состояние идеальное! Принято решение – тяжёлый сцеп провести, не разбивая на два лёгких сцепа:



Тяжёлый сцеп трогается и благополучно переходит ледокольный канал по мосту! Дело сделано! Теперь «полным ходом»  в Диксон – Домой!



После прохода санно-тракторного поезда даже местный промысловик решил воспользоваться этим мостом, чтобы не «скакать» по торсам:


В комментарии к фото заставки перечислены имена строителей моста, в конце повествования хочу назвать имена «перегонщиков» санно-тракторного поезда: трактористы – Рубцов М.И., Богатыренко Е.А., Юдин А., Картовкин (КАГЭ-1); механик ГТТ Карякин В., завхоз Дорофеев Н., оператор БГМ Новопашин В.С., повар (военный повар VI разряда) Варвара Афанасьевна Терехова, представитель ГП ММФ Меркулов В., штурман СТП Кобленц И.Я. 


После тридцатилетнего перерыва в Арктике и серьёзного развала всей инфраструктуры на трассе СМП пришло  осознание, что там нужно находиться, служить и работать постоянно.  За это время была утеряна естественная связь поколений полярников, забыт их практический опыт. Сегодня многие события, происходящие в Арктике, преподносятся чуть ли ни как открытия и героизм, а в своё время это были «трудовые будни». Один из таких эпизодов и представлен здесь; если внимательно посмотреть данный фоторепортаж, то методику, продемонстрированную и описанную, можно применить как в народнохозяйственных, так и в военных целях. 


Автор: инженер-гидрограф Кобленц Илья Яковлевич.

Фотографии предоставлены автором.

Комментарии