На Ямале развивают производство маломерного флота – делают бударки, адаптированные к арктическим условиям и потребностям рыбодобытчиков
Лодки-бударки производят в двух местах – на Горковском и Аксарковском рыбозаводах, но по-разному – из разных материалов

Классические бударки. Источник изображения: yanao.ru
В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО – Ямале), как и в Архангельской области, возрождают производство маломерного флота: на Горковском и Аксарковском рыбозаводах делают бударки – большие промысловые лодки. Но Аксарковский рыбозавод (расположенный в селе Аксарка Приуральского района) специализируется на строительстве классических деревянных бударок, которые исторически используются на Ямале с 1930-х годов, а Горковский рыбозавод (в селе Горки Шурышкарского района) запустил производство пластиковых бударок нового поколения, информирует пресс-служба правительства Ямала.
Бударки, которые известны сейчас – лодки для рыбного помысла с использованием сетей. При этом изначально они делались из ивовых прутьев, подобно корзинам («буда» – плетёнка), в летописи 1175 года упоминались уже деревянные долблёные бударки, а Пётр I в 1696-м даже использовал около полусотни устойчивых и увесистых бударок для штурма турецкой крепости Азов.
Классические деревянные бударки, которыми издавна пользовались рыбаки на Ямале, а теперь делают на Аксарковском рыбозаводе, – это тяжелые лодки семи метров длиной с широкой и приподнятой носовой частью, высокими бортами и прямой кормой. Эти крупные лодки предназначены для больших рек и озер, и способны перевозить до 1,5 тонн груза. Вес бударки – 250 кг в сухом состоянии и до 600 кг при намокании после спуска на воду. На Аксарковском рыбозаводе для обшивки бударок применяют смолистую древесину ели, для палубы и шпангоутов – сосну. Стандартный «гарантийный» срок службы бударки – шесть лет, но при хорошем уходе и своевременном ремонте она может «работать» и 30 лет.
На Горьковском рыбозаводе же в прошлом году начали делать пластиковые бударки. Они легче, предназначены для более мелководных водоемов, и грузоподъёмность их меньше – до одной тонны. Но это все равно даёт возможность транспортировки улова и рыболовных сетей. А к достоинствам пластиковой бударки относят то, что её корпус не подвержен коррозии и гниению, и, несмотря на легкость, лодка устойчива на воде. Завод выпустил шесть бударок для собственных нужд и четыре – на заказ.
Обоим предприятиям поступают заявки на поставку лодок от различных подразделений и рыболовецких общин. Окружной департамент агропромышленного комплекса изучил опыт рыбозаводов по строительству и эксплуатации маломерных судов: в перспективе собственное производство позволит полностью закрыть потребности региона в обновлении маломерного флота.