Сейчас в Архангельске

07:30 -4 ˚С Погода
18+

Неизвестная "Экспедиция века"

Андрей вилькицкий Борис вилькицкий Гэ сло Северная земля Таймыр Вайгач Старокадомский
3 апреля, 2018 | 13:01

Неизвестная "Экспедиция века"

«Я уже сделал несколько географических открытий и, если повезёт, сделаю ещё. Но вот закрыть одну землю [землю Санникова], чтобы тут же открыть другую — такое удалось только Борису Вилькицкому. Как же не снять перед ним шляпу?»
Руал Амундсен

В преддверии 160-летнего юбилея со дня рождения отца Бориса Андреевича Вилькицкого прославленного полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого особенно важно вспомнить об истории Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Имена гидрографов Вилькицких навсегда увековечены на карте мира. В их честь в Северном Ледовитом океане назван ряд географических объектов. Порой не сразу можно понять какие названы в честь отца, какие — в честь сына.

Начало 1910-х годов было сложным временем для российской Империи. Отгремела Первая революция, закончилась Русско-японская война – казалось бы, в государственной казне недостаточно средств для проведения масштабных, комплексных экспедиций. В то же время существовала острая необходимость в детальном исследовании прибрежных вод арктических морей. Несмотря на сложности, в 1910 году в Арктике начинает работу ГЭ СЛО — во многом благодаря неуёмной энергии А.И. Вилькицкого.

Андрей Ипполитович Вилькицкий

Программа экспедиции была рассчитана на пять лет. После поражения в Русско-японской войне необходимость подробного исследования Северного морского пути стала особенно острой, поэтому главной целью Гидрографической экспедиции стало расширение гидрографических работ в Северном Ледовитом океане. Проект экспедиции подготавливался Адмиралтейств-советом в течение девяти месяцев. Предоставляя доклад Николаю II, составители для увеличения вероятности получения положительной резолюции императора не побоялись включить туда невероятное предположение: «в случае успеха появится возможность в каких-либо 9-10 дней перебросить наши боевые силы в Тихий океан». Конечно, такая великолепная перспектива пришлась императору по душе — резолюция и финансирование получены.

ГЭ СЛО стала первой масштабной экспедицией со времён Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. За время работы экспедиции в ней приняли участие свыше ста человек: несменяемой оставалась лишь небольшая группа людей из руководящего состава. Помимо исследовательской работы, экспедиции предстояло впервые преодолеть Северный морской путь как единую трассу, проходя с востока на запад. До Владивостока суда добирались по Южному морскому пути, то есть через Суэцкий канал. Существенно то, что ещё на пути к отправному пункту работ командование уже получило от Морского министерства задание: «провести метеорологические и океанографические наблюдения во время плавания транспортов из Кронштадта во Владивосток».

Научные задачи экспедиции А.И. Вилькицкий описывал так: 

«Гидрографическое обследование морей имеет своей целью не только составление морских карт водного пространства, но и собирание материалов для лоции, которая для плавания является столь же важным пособием, как и карта. Значительная часть лоции состоит из сведений физико-географического характера о данном районе, а именно: ветры, течения, температура и солёность воды, её цвет, колебания уровня и другие данные. Исследования последних 15 лет показали, что изучение биологического характера вод имеет также немаловажное значение для гидрографических целей, так как жизнь растительная и животная тесно связана с физическими свойствами воды и поэтому при изучении биологических условий попутно получаются ценные указания для гидрографии…». 

Эта цитата ёмко объясняет необходимость проведения комплексных исследований, взаимодействия учёных из разных областей знания.

Специально для нужд этой экспедиции в Санкт-Петербурге в 1909 году было построено два ледокольных парохода - «Таймыр» и «Вайгач». 

Таймыр. 1913

Безопасность полярного плавания судов обеспечивала их особая конструкция: две непрерывные палубы, двойное днище, разделение корпуса восемью поперечными и двумя продольными водонепроницаемыми переборками, которые гарантировали непотопляемость судов даже при затоплении любых двух отсеков. К тому же суда были рассчитаны на максимальную проходимость в битых полярных льдах. «Таймыр» и «Вайгач» имели высокие надводные борта, из-за чего суда обладали некоторой седловатостью. При этом они были гладкопалубными, что при наличии седловатости обеспечивало хороший слив больших масс воды в случае волнения на море. Предусматривалось, что при бортовой качке палуба судна не должна уходить в воду. (С особенностями строения судов можно более подробно ознакомиться на экспозиции Музея Арктики и Антарктики.)

Вайгач. Май 1914

Экспедиция была оснащена по последнему слову техники того времени: суда оборудованы приборами для морской и береговой съёмки, для магнитных и астрономических наблюдений, для физико-химического и бактериологического изучения воды, воздуха и почв, для гидробиологических, зоологических, ботанических и геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Но руководство экспедиции заботилось не только о научно-техническом и бытовом обеспечении: для личного состава была приобретена богатая библиотека научной, художественной и справочной литературы. Книги были отобраны с большим вкусом, список включал в себя виднейшие образцы достижений человеческой мысли в области астрономии, геодезии, океанологии и др.

Первые два года гидрографические работы велись в восточных морях: Чукотском, Восточно-Сибирском, Лаптевых. Эти моря были самыми малоизученными. Впервые была проложена морская дорога от Берингова пролива к устью реки Лены, в бухту Тикси. Материалы научных наблюдений осветили особенности режима вод и льдов не только в арктических морях, но и в северо-западной части Тихого океана. Гидробиологические материалы показали наличие богатой придонной жизни бентоса[i] в районе полыней прогалин и крайнее угнетение биологической цепи в районах припайных (неподвижных) льдов. Гидрометеорологические материалы выявили существенную межгодовую изменчивость погодных и ледовых условий в восточных морях Арктики. Каждый раз по завершении летней навигации «Таймыр» и «Вайгач» возвращались во Владивосток на зимовку.

Бурение льда на зимовке в заливе Толля

В марте 1913 года скоропостижно скончался Андрей Ипполитович Вилькицкий. Его срочно нужно было заменить. В мае того же года во Владивосток прибывает его сын Борис Андреевич и принимает на себя руководство личным составом «Таймыра», а также общие руководящие обязанности. В 1913 году экспедиции предстояло пройти через льды в Архангельск, то есть как можно дальше на запад. Результаты плавания 1913 года стали самыми плодотворными в смысле географических открытий. Обнаружено несколько новых островов и пролив. Окончательно закрыт вопрос о существовании легендарной Земли Санникова: произведена съёмка береговой черты Новосибирских островов, а также гидрографическая разведка — к северу от архипелага суши не обнаружено. После этого исследователи были убеждены, что крупных неоткрытых земель в Арктике больше нет, возможно, только небольшие острова. Но менее чем через месяц экипажам «Таймыра» и «Вайгача» предстояло убедиться в обратном!

Борис Андреевич Вилькицкий

2 сентября (20 августа по старому стилю) в вахтенных журналах обоих судов примерно в одно и то же время были зафиксированы следующие записи: в 1 час 5 минут экипаж «Вайгача» «открыл землю в северном направлении», а в 3 часа 15 минут экипаж «Таймыра» «открыл по новому курсу ледяные глыбы, оказавшиеся островом». Это был остров, впоследствии получивший название «Малый Таймыр». Один из множества островов огромного архипелага, который сегодня носит название Северная Земля (до 1926 года - Земля Императора Николая II). Личный состав экспедиции немедленно начинает описание ближайших побережий архипелага, а уже 4 сентября (22 августа ст. ст.) на его побережье установлен первый астрономический пункт. 

Первый астрономический пункт на Северной Земле

В этот же день перед фронтом моряков на берегу только что открытой земли зачитали приказ Б. А. Вилькицкого: 

«При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти после работ на запад в поисках Великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест, где ещё не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал…».
   

Таким образом, были значительно расширены территориальные владения Российской Империи. После прочтения приказа под многократное «ура» на бамбуковом флагштоке был поднят российский государственный флаг.

Обнаружение Северной Земли — это последнее крупное географическое открытие человечества! Площадь архипелага превышает 35.000 кв. км. Нужно отметить, что подробно эта территория была исследована только к началу 1930-х годов. На сегодняшний день Северная Земля — один из важнейших архипелагов на трассе Северного морского пути.

Навигация 1914-1915 годов становится успешной для сквозного преодоления СМП с востока на запад. Командование надеется, что удастся поделать этот путь за одну навигацию, но 1 октября 1914 года «Таймыру» и «Вайгачу» приходится встать на вынужденную зимовку в заливе Толля.

Выпиливание льда с борта Вайгача в заливе Толля, июль 1915

Только во второй половине июля 1915 года суда освободились из ледового плена и продолжили свой путь. 16 сентября 1915 года экспедиция прибыла в Архангельск. На этом научно-исследовательские работы ГЭ СЛО завершились. Первый в истории человечества морской переход из Владивостока в Архангельск Северным Ледовитым океаном успешно завершился.

Даже несмотря на Первую мировую войну, русское правительство не оставило без внимания открытия, сделанные экспедицией: о приращении открытых земель к российской территории были оповещены все страны мира, с которыми в тот период времени поддерживались дипломатические отношения.

Дальнейшая судьба судов сложились по-разному. История «Вайгача» закончилась в 1918 году, когда он наткнулся на подводную скалу в Енисейском заливе и затонул. А «Таймыр» служил Арктике ещё несколько десятков лет. Например, в 1938 году «Таймыр», наряду с другими судами, пробивался в тяжёлых гренландских льдах к первой научной дрейфующей станции «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным. Ледокольный пароход был списан из состава флота в 1955 году «по старости».

В личный состав экспедиции входил Леонид Михайлович Старокадомский, назначенный на «Таймыр» судовым врачом. Судьба этого человека крайне необычна: взять хотя бы тот факт, что Леонид Михайлович в 28 лет потерял левую руку, но не отказался от хирургической практики, а научился блестяще проводить операции одной рукой. После завершения экспедиции судовой врач описал её в своих воспоминаниях, которые были изданы книгой «Пять плаваний в Северный Ледовитый океан». Кроме Л.М. Старокадомского в Гидрографической экспедиции было немало выдающихся личностей, некоторые из них посвятили всю дальнейшую жизнь изучению Северной полярной области.

Леонид Михайлович Старокадомский

ГЭ СЛО — экспедиция, о которой ещё предстоит многое выяснить. Если бы не тяжёлые события Первой мировой войны и последовавшей за ней революции, то, по справедливому замечанию Р. Амундсена, «…в мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира». Но история распорядилась иначе: материалы, собранные в ходе работы ГЭ СЛО не были до конца обработаны, а с началом Гражданской войны большая часть руководящего состава экспедиции была вынуждена эмигрировать. Историей ГЭ СЛО начали интересоваться только в конце XX века, и даже на сегодняшний день большое количество информации лежит в архивах в необработанном виде.

Важно подчеркнуть, что ни одно из великих открытий, сделанных в ходе работы ГЭ СЛО, не было случайным. Всё это – результаты заранее запланированной, продуманной комплексной программы широких и разнообразных научных исследований. В честь гидрографов Вилькицких, руководивших этой экспедицией, названы не только географические объекты, но и космические. Также имя Бориса Андреевича носит историко-географический клуб школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга.

Борис Андреевич иногда шутил, говоря о себе: «Я последний, но первый». Его имя навсегда останется в истории как имя начальника экспедиции, завершивший эпоху Великих географических открытий и впервые прошедшей Северным морским путём с востока на запад.

Группа офицеров команды лп Таймыр. В центре Б. А. Вилькицкий. Справа четвертый Каштынов Александр Павлович, кочегарный унтер-офицер. Владивосток, 1913 г..jpg

   


[i] Бентос – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов.


Автор: Сафронова Ингрид Игоревна, специалист научно-просветительского отдела Российского государственного Музея Арктики и Антарктики.

При подготовке статьи значительная часть информации взята из книги Н.И. Евгенова и В.Н. Купецкого «Экспедиция века».

Все фотографии из фондов РГМАА.


далее в рубрике