«НЕВА 2021»: есть чем гордиться, есть к чему стремиться

Транспорт и логистика Технологии
Валентин Юшкевич
11 Октября, 2021, 15:44
«НЕВА 2021»: есть чем гордиться, есть к чему стремиться
Фото: «НЕВА-Интернэшнл»


Международная судостроительная выставка «НЕВА 2021», состоявшаяся в петербургском «Экспофоруме», позволяет сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, гражданское судостроение во всем мире остается на подъеме, во-вторых, наша страна занимает на этом рынке весьма солидные позиции, и, что особенно отрадно, – мы одни из лидеров в части проектирования и внедрения арктических технологий.

В этом году прошедшая выставка «НЕВА» была уже 16-й по счету. А если учесть, что она проводится 1 раз в 2 года, то понятно, что за плечами ее организаторов весьма солидный бэкграунд. Но, похоже, даже они не ожидали, что в период экономических санкций и ковидных ограничений в Петербург съедутся около 500 топ-менеджеров из 30 стран мира.

«У нас очень большой немецкий павильон. Есть финский, норвежский, а также южнокорейский, голландский, турецкий стенды. Впервые участвует государственная судостроительная компания из Испании. Кроме того, большое количество фирм, которые приехали сюда самостоятельно. Здесь постоянно происходят какие-то подписания и проводится большое количество деловых мероприятий. Я считаю, что сам факт того, что мы смогли в такой тяжелый ковидный год организовать действительно международное мероприятие – дорого стоит», – поделился своими впечатлениями с интернет-порталом GoArctic генеральный директор ООО «НЕВА-ИНТЕРНЭШНЛ» Александр Ульянов.

Фото: «НЕВА-Интернэшнл»

Деловая программа четырехдневного мероприятия была сверхнасыщенной, но никого не удивило, что один из рабочих дней был фактически полностью посвящен Арктике. В соответствующей стратегической сессии «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития в Арктике» приняли участие по-настоящему ключевые игроки. 

На вопрос GoArctic: «Чем особенно запомнилась состоявшаяся сессия?», ее модератор – директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Игорь Павловский ответил: 

«Я бы особенно выделил два ярких выступления руководства «Росатома». Первое – это заявление Дирекции Северного морского пути, что они готовы стать единым окном для входящих в Арктику проектов. Это очень интересное утверждение, учитывая их возможности, полномочия и ресурсы. И второе – заявление руководства «Атомфлота» (Мустафы Кашки) об их технической готовности к проводке в восточной части Арктики. То есть уже через 2-3 года они реально готовы реализовывать в восточной части Севморпути круглогодичную навигацию. И это достаточно сильно меняет все логистические расклады и схемы, которые на сегодняшний день устоялись в Арктике».

Судя по всему, подобную уверенность придает «Росатому» тот факт, что российское ледокольное строительство, невзирая на действующие санкции, идет по утвержденному плану. Или, как сказал генеральный директор Крыловского государственного научного центра Олег Савченко, «секторальные санкции это не наш выбор, но вызов, на который мы отвечаем». По его словам, этот ответ особенно показателен именно на арктическом направлении, ведь до 70% всех выполняемых работ Центра приходится именно на высокие широты.

«Наша опытно-экспериментальная база включает 90 уникальных объектов. Среди них самые большие бассейны. Например, глубоководный бассейн достигает 1 км 300 метров, или ледовый бассейн, который позволяет за 10 минут понизить температуру с плюс 30 до минус 30 градусов. Он дает возможность испытывать модели всех ледоколов и судов всех существующих ледовых классов. То есть проверять их мореходные характеристики, ледопроходимость и способности проводки караванов… У нас самый крупный в Европе электротехнический стенд мощностью 40 МВт, на котором мы можем испытывать ответствующие электрические приводы ледоколов, в частности, самый мощный ледокол в мире ЛК-60 (проекта 22220) в части, касающейся систем электродвижения, проектировался именно в Крыловском центре», – отметил Олег Савченко и подчеркнул, что сейчас на «Балтийском заводе», где строится линейка ледоколов проекта 22220, находится команда Крыловского центра из 25 человек.

Кроме того, он отметил, что предприятие активно работает над новыми проектами, направленными на развитие судостроительной водородной электроэнергетики, а также создание новых технологий систем электродвижения. Например, вентильно-индукторного двигателя, который мог бы быть применен на строящемся ледоколе «Лидер». И хоть «Росатом» пока для этого гиганта делает ставку на более привычные двигатели асинхронного типа, по мнению Олега Савченко, у этих разработок серьезное будущее. 


Фото: «НЕВА-Интернэшнл»

Что же касается «Балтийского завода», то на выставке он был представлен на общем стенде «Объединенной судостроительной корпорации». При этом стенд «ОСК» был одним из самых масштабных. Впрочем, конкуренты, в том числе российские, ему уступали немного. Например, Дальневосточной судостроительной компании «Звезда» тоже было, чем похвастаться. Привычные (под стеклом) и 3D-макеты демонстрировали, во что превратится строящаяся судоверфь после ее вывода на полную мощность. Если же говорить о заказах, то уже сейчас портфель «Звезды» сформирован на несколько лет вперед. И нетрудно догадаться, что львиная доля из них пойдет бороздить Северный Ледовитый океан.

«Из 66 судов, которые законтрактованы на ССК «Звезда»40 судов имеют ледовый класс и предназначены для работы на Северном морском пути и в ледовых условиях», – говорит заместитель генерального директора – директор по проектам ССК «Звезда» Константин Глобенко.

При этом на вопрос о степени готовности ледокола «Лидер» и запуске соответствующей серии Константин Глобенко сказал: 

«Перспективы расширения линейки, в первую очередь, зависят от заказчика («Росатома» – В.Ю.), от наличия возможности у заказчика продолжать эту линейку. Мы безусловно заинтересованы в продолжении серии. А что касается головного (первого) судна, то оно находится в активной стадии постройки. То есть на данный момент ведется проектирование, также заложен киль и ведется сборка корпуса в сухом доке верфи».

Любопытно и то, что своеобразными возмутителями спокойствия на стратегической сессии оказались тоже российские специалисты. Официальный представитель конструкторского бюро «Малахит» (которое знаменито строительством четырех поколений отечественных субмарин) заявил о готовности создать подводный газовоз, который не уступает своим надводным собратьям, а по некоторым характеристикам даже превосходит их. При этом главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» Олег Власов сразу оговорился, что этот проект не идет вразрез со стратегией «Росатома», а, наоборот, позволяет еще больше расширить линейку эксплуатируемых арктических судов.

«Сама идея не конфликтует с историей ледокольного флота, и не вредит тонкой экологической ситуации, которая существует в Арктике, – уверяет Олег Власов. – Надводные атомные ледоколы раньше тоже были чем-то из области фантастики. Потом это пламенное сердце туда встало и в принципе сейчас уже ни у кого не вызывает вопросов. Так же как и подводная лодка К-3, которая недавно вернулась в родной Ленинград (перемещена для музеефикации в Кронштадт – В.Ю.). Поэтому это то, что мы сегодня можем предложить к реализации как готовое решение. Конечно, технологических вопросов там довольно много, но их не больше, чем при постройке понятной сейчас продукции. И здесь мы готовы к кооперации, которая способна такую продукцию создать», – пояснил позицию «Малахита» Олег Власов.

Фото: «НЕВА-Интернэшнл»

И это далеко не единственное ноу-хау, предложенное на выставке российскими разработчиками. В компании «Ситроникс КТ», например, работают по нескольким арктическим направлениям. Одно из них предполагает объединение всех береговых и бортовых систем, а также средств связи в одну морскую экосистему. Другой проект петербургской компании должен уже в ближайшем будущем обеспечить безэкипажную ледовую проводку в Арктике, а затем и вовсе перейти на безэкипажную проводку. 

«Наша компания отвечает за, наверное, самую сложную задачу – это автономное судовождение. Это проводка судна с соблюдением всех норм безопасности. Поэтому да, безэкипажное вождение в каком-то будущем возможно. Сейчас мы говорим про автономные суда. На судах, которых есть некая команда, которая следит за какими-то техническими средствами, может совершать какие-то действия. Но численность этой команды будет меньше, где-то квалификация будет меньше. Ну и само вождение автономных судов будет более безопасным. Потому, что береговой капитан будет сидеть на берегу, пить кофе и смотреть, как системы отрабатывают возложенные на них задачи», – рисует совсем недалекие перспективы директор АО «Ситроникс КТ» Андрей Родионов и с удовлетворением отмечает, что компания имеет в своем портфеле не только заказы от частных судовладельцев, но и является участником федерального проекта, который предполагает запуск двух автономных паромов по маршруту Санкт-Петербург – Калининград.

И, конечно, «НЕВА 2021» это еще и площадка для самого широкого диалога, возможность заключения стратегического партнерства между всеми заинтересованными сторонами. Понимая, что арктический вектор это всерьез и надолго, руководство выставки подписало несколько соглашений с профильными компаниями. Среди них – Проектный офис развития Арктики (ПОРА).

«Мы понимаем, что ПОРА более погружен в соответствующую проблематику, поэтому очень рассчитываем на обмен информацией и глубокую интеграцию между нами. Для нас очень важно получить возможность формировать актуальную арктическую повестку, и мы уверены, что ПОРА нам в этом поможет», – сказал на подписании соглашения о сотрудничестве генеральный директор ООО «НЕВА-ИНТЕРНЭШНЛ» Александр Ульянов.

KON_3055 (1).JPG


Со своей стороны генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий отметил: 

«Если нужны какие-то серьезные консультации, то у нас существует экспертный совет, в который входит более 300 человек и который может выполнить экспертизу по любому вопросу. Если нужно провести всестороннее обсуждение – у нас работает дискуссионный клуб. Сейчас мы запускаем новый интересный проект – «Центр подходящей работы», который поможет комплексно решать кадровые проблемы. То есть, мы располагаем множеством инструментов, которые позволяют глубоко разрабатывать любую арктическую тему».

А на просьбу GoArctic в целом охарактеризовать увиденное и поделиться своими впечатлениями Александр Стоцкий сказал:

«Выставка, безусловно, производит очень мощное впечатление своей технологичностью. В то же время хочется в очередной раз обратить внимание всех компаний, работающих в Арктике (в том числе судоходных), – что за технологическим рывком нельзя забывать об экологии и людях, которые там живут. Прежде всего, коренных народах Севера. У нас был весьма удачный опыт проведения этнологической экспертизы на Таймыре в связи с инцидентом в компании «Норникель», вызванным разливом топлива. Подобную экспертизу мы способны провести в любом регионе Арктики».

Следующая выставка «НЕВА» состоится через два года. И хоть до 2023-го еще далеко, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что меньше участников у нее не будет, а число желающих «сверить часы» на арктическом направлении только увеличится. 


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic


далее в рубрике