Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Новая военная база США в Заполярье и военные учения Великобритании: зарубежные СМИ об Арктике

Новая военная база США в Заполярье и военные учения Великобритании: зарубежные СМИ об Арктике
20 Января, 2020, 15:43
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Тема милитаризации Арктики продолжает лидировать в повестке материалов зарубежных СМИ. На прошедшей неделе всё внимание было обращено на планы Вашингтона создать новую военную базу на норвежском острове в Заполярье. Не отстаёт и Великобритания, которая решила провести военные манёвры за Полярным кругом. Свои виды на Арктику имеет и Китай, правда – в экономической части.

Аналитическое агентство Business Insider пишет о планах Вашингтона развернуть военную базу на норвежском острове Ян-Майен.

Ещё в ноябре 2019 года американские лётчики посещали этот остров для подробного изучения местности. По мнению издания, будущая военная база позволит США следить за российскими действиями в Арктике.

Остров Ян-Майен находится к северу от Исландии за Полярным кругом. Эта территория веками использовалась для китобойного промысла и охоты, а в последнее время – для метеорологического мониторинга. Во время Холодной войны Ян-Майен был базой для систем связи и навигации.

Исследования американцами норвежского острова, а точнее – взлётно-посадочной полосы на нём, проводились для оценки пригодности зоны посадки для американских военно-транспортных самолётов С-130, которые в будущем позволят обеспечивать военно-воздушную базу США на острове. Чем же оправдана такая военная активность американцев в Заполярье?

Европейская Арктика уже давно стала зоной повышенного внимания военно-морского флота и военно-воздушных сил США. Так, Норвежское море является важной стратегической позицией для американских сил, так как, по заявлению издания, позволяет удерживать растущий подводный флот России, который на сегодняшний день без проблем способен выйти в Атлантику через арктические воды.

Тем не менее, у военных специалистов есть некоторые сомнения по поводу целесообразности присутствия США на норвежском острове. Аэродром Ян-Майен в состоянии обслуживать грузовые и мобильные самолеты, такие как C-130J, а также стратегические бомбардировщики B-2 или B-52. Однако проблема заключается в способности самих воздушных кораблей работать в арктической зоне.

Однако Вашингтон придерживается следующей логики – «чем больше, тем лучше». Аэродром Ян-Майен предоставит ещё один вариант для дислокации американских войск в арктическом регионе, а также позволит укрепить глобальную систему поддержки мобильности воздуха, гарантируя, что все европейские аэродромы безопасны для посадки различных самолетов ВВС США.

Озабочена военной безопасностью Арктики и Великобритания, которая начала 2020-й год с крупных военных учений в арктической зоне. Более тысячи солдат Королевской морской пехоты ВМФ Великобритании в первой половине января 2020 года высадились на севере Норвегии для отработки манёвров в экстремальных условиях, сообщает британское издание Forces Network, посвящённое вооружённым силам Королевства. Учения проходят в рамках подготовки к масштабным манёврам «Холодный ответ» в Норвегии в конце февраля 2020 года.

В ходе январских учений, которые описываются британскими вооружёнными силами как «крупномасштабные многонациональные военные игры», морские пехотинцы отрабатывают свои десантные возможности. Английские подразделения будут осуществлять манёвры совместно с партнёрами партнерами по НАТО.

Эти учения стали крупнейшими для Великобритании в Арктической зоне. В первую очередь, Лондон в своей арктической военной кампании, по замечанию издания, обслуживает интересы Североатлантического альянса, который значительно активизировался в Заполярье.

В последнее время западные аналитические издания в своих «арктических» материалах нацелены на китайскую кампанию в Заполярье. Несомненно, это обусловлено увеличивающимся присутствием Поднебесной в арктических водах, расширением научно-технологического сотрудничества, а также строительством собственного ледокольного флота. Аналитический портал The Diplomat продолжает рассказывать о новинках китайского арктического флота. 

В 2020 году объединенная китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC) представила два новых судна, предназначенных для эксплуатации в полярных условиях. Два ледокола, разрабатываемые на верфи в Шанхае, способны перевозить до 175 тыс. кубических метров сжиженного природного газа. Подобные суда в настоящий момент обслуживают российские СПГ-терминалы на Ямале. К слову, строительство данных судов ведётся в сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром – одним из крупнейших мировых научно-исследовательских институтов в области кораблестроения. Всего в планах Китая возвести четыре подобных судна.

Китайские судостроители делают успехи и в создании более специализированных полярных судов. Так, крупнейший в Китае научно-исследовательский институт судостроения продемонстрировал модель тяжелого полярного ледокола. Судно в 26 тыс. тонн способно пробивать лед толщиной 3 метра и представляет собой достаточно многозадачную машину. Оно предназначено как для поддержки проведения морских исследований и поисково-спасательных операций, так и для более специализированных ледокольных задач – сопровождения транспортных судов. 

Развитие полярных судов было обозначено в качестве политической цели в 2016 году, согласно 13-му пятилетнему плану развития Китая. В конце прошлого года Национальная комиссия по развитию и реформам выпустила обновленный «Справочник по развитию промышленности», где обозначены приоритетные для инвестирования промышленные секторы. В секторе судоходства значились ледоколы, полярные круизные суда, полярные грузовые суда, полярные многоцелевые и исследовательские суда. Кроме того, новейший план развития транспортной сферы Китая включает в себя среди прочего и развитие полярного судоходства.

***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

Комментарии