Новейший вертолетоносец для Северного флота

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
12 Февраля, 2021 | 21:13
Новейший вертолетоносец для Северного флота
Фото: vpk.name

 

Корабль для Арктики построят на юге

Большие десантные корабли, входящие в состав Северного флота, а именно БДК проекта 775 (по классификации НАТО «Ropucha», «Жаба» по-польски), построенные в польском Гданьске во времена Варшавского договора, и БДК проекта 11711 типа «Иван Грен», сошедшие со стапелей судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде, в настоящее время успешно решают боевые задачи, стоящие перед флотом.

Однако, роль десантирования морской пехоты и стремительной переброски военной техники в условиях нарастающего противостояния в Арктике растет с каждым годом. Вот почему Министерство обороны России уже заказало для Северного флота новейший универсальный десантный корабль (УДК) проекта 23900 типа «Иван Рогов».

Серия российских универсальных десантных кораблей типа «Иван Рогов» 1 ранга ближней, дальней морской и океанской зоны создаются для ВМФ России не только в ответ на срыв сделки под предлогом санкций по поставке французских десантных вертолетоносцев «Мистраль» в 2014 году. Немаловажен и фактор возрождения кораблестроения в Крыму. Ведь не секрет, что два корабля этого типа будут строится в Керчи на заводе «Залив».

К слову, с момента введения в эксплуатацию на «Заливе» блока корпусных цехов, который не работал с 2011 года, и приобретения дополнительных площадей производственных мощностей в 21 000 кв. метров со всем необходимым станочным и подъемным оборудованием грузоподъемной мощностью до 100 тонн, завод, наконец, заработал в полную силу.

Зависеть от иностранных поставщиков вооружений Россия больше не намерена. А импортозамещение в сфере оборонной отрасли не пустой звук. Особенно, если вспомнить, как в 1992 году поляки с гданьской верфи «Stochnia Polnocnа» расправились с двумя недостроенными кораблями нового проекта 778, который должен был прийти на смену десантным кораблям проекта 775.

Польские власти приказали разрезать оба недостроенных корабля прямо на стапелях. Ломать – не строить. А вот восстановить возможности столь высокотехнологического производства не так-то просто. На это уходят годы. Но кто об этом думает, в угоду политической конъюнктуре не думают и о персонале, в одночасье потерявшем свои рабочие места.

 

Универсальный десантный корабль пр.23900. Фото с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ «Залив» в Керчи 20.07.2020 г. Зеленодольское ПКБ / dfnc.ru

 

От плаката к контракту

На керченском заводе «Залив» заложены, строятся или уже сошли на воду пассажирские и гидрографические суда, многофункциональные аварийно-спасательные суда, морские танкеры. А 20 июля 2020 года произошло поистине грандиозное историческое событие – заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 типа «Иван Рогов». Первый, «Иван Рогов» строится для Северного флота, а второй, «Митрофан Москаленко» – для Тихоокеанского.

Новейшие УДК предназначены для приема, перевозки и высадки морского десанта  на оборудованное и необорудованное побережье с привлечением десантных катеров, БПЛА и вертолетов. Все комплектующие корабля, включая двигатели, электронику, десантно-высадочные средства, авиакрыло и оружейные системы будут российскими. И хотя в современной России пока не производятся дизельные двигатели мощностью, необходимой для движения десантных кораблей водоизмещением 25 000 тонн, рассматривается возможность использовать имеющиеся силовые установки, которые установлены на фрегатах проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

Если учесть, что два агрегата комбинированной дизель-газовой установки общей мощностью 65 400 л. с. способны вращать два вала, приводя в движение фрегат водоизмещением 6000 тонн с ускорением, приближающимся к 30 узлам, то в случае с десантным кораблем водоизмещением около 25 тысяч тонн такая силовая установка позволит ему развивать скорость в 25 ​​узлов. А это вполне достаточно для боевых кораблей этого класса. Стоит отметить, что полная скорость находящихся в строю Северного флота БДК «Иван Грен» и «Петр Моргунов» составляет 18 узлов. То есть УДК «Иван Рогов» будет быстрее почти в 1,5 раза.

Проекты универсальных вертолетоносцев, первый – от Невского проектно-конструкторского бюро, второй – от Крыловского государственного научного центра, известны давно. Согласно варианту Невского бюро, представленному пять лет назад, водоизмещение УДК должно было составить 14 000 тонн. Проект Крыловского центра предполагал водоизмещение 25 000 тонн.

В начале 2020 года в СМИ появились кадры с плакатом, где были указаны характеристики УДК по проекту 23900 разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Этот плакат демонстрировался на презентации Президенту РФ Владимиру Путину  перспектив развития ВМФ РФ. Буквально через три с половиной месяца, 23 мая 2020 года, информационное агентство ТАСС  опубликовало сообщение о подписании Минобороны РФ с керченским судостроительным заводом «Залив» контракта на постройку двух УДК на общую сумму около 100 млрд рублей.

    

Фото: forums.airbase.ru

 

По скорости превзойдет «Мистраль»

По десантовместимости (до 1000 морских пехотинцев) до 75 единиц боевой техники УДК проекта 23900 значительно превосходит действующие на Северном флоте БДК типа «Иван Грен» (до 300 морпехов или 36 единиц боевой техники) и БДК польской постройки (340 десантирущихся и 12 БТР или БМП).

В состав авиационной группы нового УДК может входить до 16-ти десантных вертолетов Ка-29, предназначенных для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, противолодочных Ка-27, вертолетов радиолокационного дозора Ка-31, ударных Ка-52К «Катран» (палубная версия армейского К-52 «Аллигатор») и несколько БПЛА.

Помимо десантных вертолетов, в доковой камере корабля предполагается разместить до 4 десантных катеров проекта 11770 «Серна».  Эти характеристики сопоставимы с французскими «Мистралями», которые способны посадить на палубу 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger, разместить на борту 4 десантных баржи, до 60 БТР, до 70 грузовиков, до 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк и 450 солдат (кратковременно могут принять на борт до 900 человек). При этом по скорости «Мистраль» тихоходен – всего 18,8 узлов при водоизмещении 22 600 тонн.

 

Как англичане завод чуть не угробили

Способен ли керченский «Залив» выполнить в срок заказ Министерства обороны России для Северного и Тихоокеанского флотов? Ответ стал очевиден в ноябре 2020 года, когда в состав Черноморского флота был принят новый патрульный корабль «Павел Державин» проекта 22160. Корабль, вошедший в состав соединения охраны водного района Новороссийской ВМБ Черноморского флота, фактически был построен на стапелях «Залива». Это был один из самых сложных заказов для предприятия, ведь корабль спроектирован и построен с применением модульной концепции вооружения.

Завод успешно справился со строительством патрульного корабля данного проекта, предназначенного для защиты и охраны морской экономической зоны, выполнения поисково-спасательных функций и сопровождения караванов судов. В Керчи планируется построить еще один модульный корвет водоизмещением около 1700 тонн, развивающий скорость до 30 узлов. Это может означать только одно – построить «вертолетоносец» нового поколения «Заливу» под силу, и то доверие, которое оказано крымчанам, они, безусловно, оправдают. В программе перевооружения армии и флота, рассчитанной до 2027 года, керченский «Залив» занял достойное место.

 

фото: zalivkerch.com

 

А ведь судьба этого предприятия до воссоединения Крыма с Россией висела на волоске. Особенно после того, как Украина разрешила английской компании Fort Asset Management Ltd приобрести пакет акций ОАО «Судостроительный завод „Залив“» в размере, обеспечивающем превышение 50% голосов в высшем органе управления эмитента. Итогом этой сделки стало разрушение военного кораблестроения. Максимум, что Великобритания позволяла делать заводу, так это строить контейнеровозы и судно Polarcus Adira по заказу норвежцев. По сути, мощности завода использовали две страны НАТО – Великобритания и Норвегия.

Плачевное состояние «Залива» выразилось тогда в спаде производства. Отсутствие заказов по судостроительному направлению сказалось на уменьшении рабочих мест. Технологическое оборудование нуждалось в ремонте. Часть вообще вышла из строя.

Россия вдохнула в завод новую жизнь. Сегодня судоремонтное направление активно развивается. Новый российский менеджмент завода сохранил и модернизирует производственные мощности. Наполнение портфеля заказов завода «Залив» после долгого перерыва – теперь не иллюзия. Завод приступил к строительству полнокомплектных судов.

Ежегодно на мощностях «Залива» более 20 судов ремонтируются. «Залив» принял участие в строительстве Крымского моста в качестве изготовителя 500 тонн габаритных конструкций автодорожной части знакового сооружения. Предприятие выполнило заказ и на изготовление 1430 тонн мостовых металлоконструкций для железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.

Ну, а военная составляющая, и, тем более, столь крупный заказ для Северного и Тихоокеанского флотов, превратят керченский «Залив» в одно из ведущих судостроительных предприятий России.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике