Сейчас в Архангельске

11:04 3 ˚С Погода
18+

Новое судно на воздушной подушке «Хаска-10» готово к серийному выпуску и работе в Арктике

Его разработка велась в ходе госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»

Судоходство в Арктике Судостроительство
Анна Щетинина
21 апреля, 2025, 11:25
Новое судно на воздушной подушке «Хаска-10» готово к серийному выпуску и работе в Арктике

СВП «Хаска-10». Ходовые испытания. Фото: kalashnikovgroup.ru


Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов посетил с рабочим визитом судостроительное предприятие ООО «Рыбинская верфь» (концерн «Калашников») в городе Рыбинске Ярославской области. Он поднялся на борт судна на воздушной подушке (СВП) с гибкими скегами «Хаска-10», построенного Рыбинской верфью по заказу Минпромторга России в ходе государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы» и способного передвигаться по воде, льду, болоту при температуре до -50 °С. Опытно-конструкторские работы и ходовые испытания судна «Хаска-10» – первого в России СВП с гибкими скегами – завершены, следующий этап реализации проекта: освоение серийного производства с перспективой увеличения грузоподъёмности для максимально эффективной работы в Арктике, передаёт пресс-служба АО «Концерн “Калашников”»  слова его генерального директора Алана Лушникова.



Модель СВП «Хаска-10». Изображение: kalashnikovgroup.ru


«Воздухоход» «Хаска-10»

Конструкторы Рыбинской верфи приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска-10» в 2018 году. Судно рассчитано на многоцелевое применение. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики. «Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трёхосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме СВП может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.

«Грузопассажирский паром предназначен для осуществления круглогодичных транспортных операций в мелководной части северных морей и труднодоступных районах Крайнего Севера и является альтернативой воздушному транспорту по доставке всего необходимого на труднодоступные территории». 


Как работают суда на воздушной подушке и что такое гибкие скеги

Все суда на воздушной подушке работают по одному принципу, – пояснено в пресс-службе корпорации Ростех: под днищем корпуса судна на воздушной подушке (СВП) создается избыточное давление воздуха, что приподнимает его над поверхностью. Это давление обеспечивается специальными воздухонагнетателями. Такой подход позволяет СВП двигаться с высокой скоростью и легко выезжать на необорудованный берег, что особенно важно для быстрой разгрузки. СВП могут использоваться в любое время года.

Разнообразие конструкций СВП можно разделить на две большие группы: скеговые и амфибии. Как следует из названия, амфибии способны перемещаться по различным типам поверхностей – воде, льду, ровному грунту, болотистой местности и песчаным пляжам. К этой категории относятся суда, построенные по камерной и сопловой схемам.

В камерных СВП воздух нагнетается под куполообразное днище и свободно вытекает по его периметру. В сопловых судах воздушная подушка ограждается воздушной завесой, создаваемой соплами по периметру днища. С изобретением «юбки» — мягкого ограждения для воздушной подушки – этот тип СВП стал самым распространенным.

Название скеговых СВП происходит от английского слова «скег» — бортовой поплавок или ограничитель. В таких судах для уменьшения расхода воздуха подушка по бокам ограждается жесткими скегами или баллонами. В отличие от амфибий, скеговые СВП используются в основном на воде, так как скеги должны быть погружены в воду. Благодаря этому скеговые суда более устойчивы, чем амфибии. По общей конструкции, силовой установке и управлению они ближе к традиционным судам.

В конструкции «Хаски» предусмотрены гибкие ограждения, которые называются скегами. Жёсткие скеги считаются одним из уязвимых элементов этого типа судов на воздушной подушке. Если жёсткий скег выходит из строя, то судно теряет все преимущества СВП, в том числе скорость. Гибкие скеги частично решают эту проблему, так как они более устойчивы к внешним воздействиям и могут огибать препятствия. Применение гибких скегов позволяет, по сравнению с другими СВП, повысить экономичность и управляемость – при сохранении характеристик амфибийности, мореходности и ходкости.



СВП «Хаска-10». Ходовые испытания. Фото: kalashnikovgroup.ru


 

далее в рубрике