«Охотники» западной Арктики

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
12 Июля, 2021 | 05:46
«Охотники» западной Арктики
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0


Взять удар на себя

Недавний инцидент в Черном море с заходом в российские территориальные воды английского эсминца типа 45 «Дефендер» показал высокую эффективность в предотвращении попыток нарушения наших водных границ патрульных кораблей проекта 22460 «Охотник». Данный тип кораблей относится к малым корветам со стандартным водоизмещением 600 тонн (полное — 750 тонн).

В боевом составе ПУ ФСБ России по западному арктическому району находятся корабли проекта 22460 «Бдительный» и «Преданный», основным предназначением которых является  патрулирование 12-мильной пограничной зоны. Введение в строй этих корветов для несения погранично-патрульной службы по охране госграницы, территориальных вод и континентального шельфа усилило возможности Пограничной службы ФСБ России. На данный момент в распоряжении морских пограничников России находится 13 «Охотников» (еще один проходит ходовые испытания и встанет в строй в конце 2021 года). Десять патрульных  сторожевиков построены судостроительной фирмой «Алмаз» (Санкт-Петербург), три были заложены и спущены на воду на «Восточной верфи» во Владивостоке. 

 Помимо основных функций, сторожевик может использоваться для проведения аварийно-спасательных работ, осуществления экологического контроля, ликвидации последствий природных бедствий. Учитывая дальность плавания в 3500 миль и высокую скорость хода в 28 узлов, корвет, наряду с охраной границ, пригоден и для операций по борьбе с терроризмом, а также морским пиратством, что делает этот проект перспективным для экспорта в зарубежные страны-партнеры. 

К слову, сторожевик проекта 22460 «Аметист», осуществивший предупредительную стрельбу в Черном море по курсу зашедшего на 3 км в российские территориальные воды английского эсминца, догнал «англичанина» без особого труда. И это несмотря на заявленную скорость эсминцев проекта 45 в 31 узел. 


AnyConv.com__EX4G1878.jpeg

Передача Пограничной службе ФСБ России нового пограничного сторожевого корабля проекта 22460 «Аметист». Фото: официальный портал Администрации Санкт‑Петербурга


По водоизмещению английский корабль более, чем в 10 раз, превышал нашего «Аметиста». Понятно, что АК-630 — 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная установка — представляла для эсминца не критичную угрозу. Скорее эта пушка в носовой части «Охотника» — средство самообороны этих небольших кораблей, хотя и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 метров и даже лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 метров. На борту имеется также восемь ПЗРК «Игла», два 14,5 мм крупнокалиберных пулемета Владимирова МТПУ и 12,7 мм пулемет «Корд». 

Безусловно, уничтожить этим оружием эсминец водоизмещением 8000 тонн не получится. По сути, малый корвет в этом случае исполнял роль авангарда, бесстрашно шел напролом, чтобы не просто показать присутствие наших пограничников, но и дать понять нарушителю, что любые его провокационные действия не останутся без ответа. 

Решимость экипажа, его действия согласно инструкции, четкое предупреждение по предназначенному для этого 16-ому каналу международной связи (частота общего вызова и подачи бедствия) заставили англичан задуматься и даже по команде своего командира надеть на лица противопожарные маски. Однако, надменности у представителей Туманного Альбиона, «заблудившихся» у наших берегов, это не убавило.

Но на то и существует слаженность действий экипажа и четкое взаимодействие силовых структур в условиях сетецентрической войны. В случае подобных инцидентов связь Пограничной службы ФСБ России и флота, включая флотскую авиацию и береговые ракетные дивизионы, является одной из главных составляющих успешного решения боевой задачи по выдворению, уничтожению или взятию на абордаж нарушителя. Вот почему через десять минут над палубой «Дефендера» уже летела патрульная пара наших самолетов.

 Су-24М, осуществившие бомбометание осколочно-фугасными авиабомбами ОФАБ-250 по курсу «Дефендера», доделали боевую работу «Аметиста» и вынудили англичан, прикрывавшихся журналистами, убраться восвояси. Кстати, впоследствии английский эсминец покинул акваторию Черного моря за неделю до завершения маневров Sea Breeze 2021. 



Эскадренный миноносец «Дефендер». Фото: Royal Navy / OGL v1.0


6 баллов — не помеха

Корабли проекта 22460 по кораблестроительным качествам отличаются от своих предшественников. Они могут нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом способны свободно маневрировать. Новая форма корпуса (внешние обводы корабля разработаны с применением элементов стелс-технологий) дают основание утверждать, что корвет обладает малозаметностью для РЛС нарушителей. 

Безусловно, эсминец типа 45, обладающий мощной РЛС, наш корвет легко обнаружил. Дело здесь в том, что «Дефендер» предназначен именно для обнаружения воздушных и надводных целей. Это его предназначение зафиксировано и в доктрине королевского британского флота, предусматривающей разделение функций. Корабли этого класса обслуживают ударные фрегаты или авианесущую группу, раздавая целеуказания. 

Однако, если речь идет о нарушителях границы поменьше по масштабу, то «Охотник» способен справиться с ними и самостоятельно, незаметно и быстро подойдя на абордажную дистанцию. В кормовой части судна расположен слип для спуска быстроходного катера жёстко-надувного типа, на котором на судно-нарушитель будет доставлена команда абордажа или досмотра. Повышенная мореходность позволит корвету подойти на достаточное расстояние к нарушителю, чтобы не рисковать десантируемой группой.

Обитаемость экипажа (30 человек) обеспечивается в том числе опреснительной установкой. Автономность плавания составляет месяц. Для качества жизни команды и улучшения обитаемости на борту корвета есть сауна и даже небольшой бассейн. Ну, и одна из самых полезных для арктического региона характеристик — корабль по ледопроходимости соответствует классу РРР РФ «О 2.0», то есть способен преодолевать ледяной покров толщиной 20 см.



Строящийся корабль проекта 22460 Фото: Alex omen / Wikimedia Commons / CC BY 3.0


Профессионалы на борту

Тот факт, что общее количество кораблей серии «Охотник» по предварительным оценкам ФСБ России должно было составить 30 единиц, говорит о том, что надежды на «Охотников» изначально возлагались огромные. Да и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ нуждалась в оснащении более современными кораблями и катерами (первый корвет проекта 22460 был заложен в 2007 году и построен всего за два года).

Кстати,  директор ФСБ России Александр Бортников на торжественной церемонии подъёма флага на ПСКР «Рубин» — головном корабле проекта — 12 мая 2010 года, сообщил, что  только в Санкт-Петербурге запланировано построить не менее 25 «Охотников». Экономическая ситуация в стране подкорректировала эти грандиозные планы. Но не поставила на них крест. Корабли не только строятся и проходят испытания (хоть их количество пока уменьшено в два раза), но и выполняют боевые патрульные задачи в условиях геополитической напряженности на разных рубежах страны. 

Первый корабль проекта «Рубин» принимал участие в обеспечении безопасности во время проведения Олимпиады 2014 в Сочи.  Тогда он смотрелся в диковинку и радовал глаз своей новизной. Сегодня «Охотники» в строю не только на Черном море. Арктические пункты базирования стали для них местом постоянной дислокации, где они оправдывают свое предназначение ежедневной слаженной работой экипажей. Ведь даже при самых передовых ТТХ без кадров для успешного использования техсредств и вооружения не обойтись.

Вот почему с 11 марта 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина  Отдельный учебный морской центр ФПС РФ вошёл в состав Пограничной службы ФСБ и получил название — Отдельный учебный морской центр ФСБ. В августе 2007 года Постановлением Правительства России на базе Отдельного учебного морского центра ФСБ был создан Институт береговой охраны ФСБ России, который вошел в состав Береговой охраны Погранслужбы.  

Там и куются кадры, которые поднимаются на борт «Охотников» — срок обучения пять лет. Офицерские кадры готовятся по всем необходимым квалификациям от инженера-судоводителя до инженера-механика. Будущее флота Пограничной службы ФСБ в надежных руках.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic


далее в рубрике