OMR 2020: Для России наступает арктический период
Международная выставка и конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (OMR) проводится в петербургском «Экспофоруме»
Фото: Валентин Юшкевич
Международная выставка и конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (OMR) проводится в петербургском «Экспофоруме» не первый год и за прошедшее время стала одной из самых представительных отечественных площадок по заявленной тематике.
Однако, «OMR 2020» (6-9 октября) вынужденно испытала свой «идеальный шторм». Во-первых, действующие западные санкции наиболее чувствительно ударили именно по российскому шельфовому оборудованию, поэтому шансы увидеть на выставке стенды с зарубежной продукцией и без того приближались к нулю. А во-вторых, закрытие границ в связи с пандемией и вовсе лишили форум иностранного участия (даже в вынужденно модном онлайн-формате).
Тем интереснее было увидеть и услышать, как мы «варимся в собственном соку» и какие выходы видим из сложившейся ситуации. Общую стратегию не столько выживания, сколько нашего арктического развития высказал модератор пленарного заседания, академик РАН, председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович:
«Глобальный рынок перестал быть тем сказочным рынком, о котором нам рассказывали, и где все решает экономическая эффективность. Он стал рынком политизированным, рынком санкций. И когда наша компания выходит в арктическую зону, она должна понимать, что у нее риски повыше. Кто должен помочь и подстраховать компанию в этих рисках? Государство. Обычно, когда мы говорим о партнерстве государства и бизнеса, то под этим подразумеваются льготы и преимущества. Но не в них суть. Бизнес в Арктике требует длинных денег, и их гарантом вместе с бизнесом должно быть именно наше государство. Оно должно гарантировать стабильность реализации рыночных проектов».
Фото: Валентин Юшкевич
Наиболее предметно развил мысль о российских арктических приоритетах директор Департамента госполитики и регулирования в области метеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущев, который изложил их в следующих тезисах:
- Развитие и освоение Арктики (в том числе главные ее точки в восточной части, которые анонсируются, как точки роста) будут вестись с моря. И если мы не будем заниматься судостроением и шельфовыми проектами, то не решим там никаких задач;
-
Над раскрытием огромного транзитного потенциала Северного морского пути, в первую очередь, придется серьезно поработать Мурманской области и Камчатскому краю (таким образом, надежды руководства Архангельской области и Сахалина стать западным и восточным «наконечниками», как минимум, отодвигаются – В.Ю.). Но для этого нужно выстроить четко работающую перевалочную инфраструктуру. Поскольку, если в Японии на разгрузку уходит около 15 секунд, то у нас пока 1,5 суток в лучшем случае;
-
Арктические льготы хороши, но они не строят и не развивают. Любой арктический проект может состояться только при наличии трех инфраструктурных составляющих – энергетика, транспорт и порты. Задача государства заключается именно в том, чтобы вложить средства в развитие инфраструктуры. Кроме государства этого никто не сделает, а без инфраструктуры никакие льготы не помогут;
-
Арктические горизонты, которые мы строим до 2024 и 2030 годов, далеко не предел. Необходимо задуматься о 80-х годах (то есть видеть перспективу на 50 лет и больше). Только так мы сможем понимать и строить свое будущее;
-
Нынешние погодные изменения (климатическое потепление – В.Ю.) открывают перед нами уникальное «окно возможностей» по освоению арктического шельфа. Даже если сегодня это экономически непривлекательно, то крайне выгодно с точки зрения оценки и ведения геологоразведки. Это очень хороший период, которым необходимо грамотно воспользоваться.
Фото: Валентин Юшкевич
«Когда пару лет назад на конференции в норвежском Тромсё меня спросил ведущий, какое значение для нашей страны имеет Арктика, я на экспромте ответил, что для России наступает «арктический период». То есть становление России, как арктической державы. Ведь нас обложили со всех сторон. Нам идти вроде бы некуда. А на самом деле перед нами стоит задача, и, главное, есть возможность сделать этот регион регионом экономического роста и развития», – подытожил свое выступление Сергей Хрущев.
По словам А.В. Фролова, ведутся успешные работы по увеличению прочности и долговечности конструкций атомных реакторов, и особое внимание уделяется разработке инновационных атомных станций малой мощности. Их конструирование позволит возводить малообслуживаемые станции, что особенно актуально для арктических условий. Работают в Росатоме и над созданием гибридных станций, которые объединят ядерные реакторы малой мощности с элементами возобновляемой энергетики (использованием солнца, ветра и др.).
Но только разработками реакторных установок в НИЦ не ограничиваются. В ЦНИИ КМ «Прометей» (петербургское подразделение Курчатовского института) разработали стали нового поколения с высокой удельной прочностью и холодостойкостью до -60 градусов. Они уже используются в Арктике и будут применены при строительстве нового атомного ледокола «Лидер».
Фото: Валентин Юшкевич
Вообще «Лидер» стал одним из самых заметных и обсуждаемых объектов на OMR 2020. На выставочном стенде дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» с удовольствием рассказывали, что на нем «уже началась резка стали», и самый мощный ледокол в мире будет сдан заказчику точно в срок – в 2027 году. Посетители с удовольствием фотографировались на фоне макета масштаба 1:200, а экраны соседнего стенда рассказывали о вкладе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (г. Санкт-Петербург) в инновационную форму корпуса «Лидера» и других разработках.
В свою очередь, на круглом столе, посвященном обеспечению устойчивого развития Северного морского транспортного коридора, развернулась нешуточная дискуссия о расстановке и комплексном использовании российского ледокольного флота. И если учесть, что подобная полемика была характерна и для всех площадок, можно с уверенностью говорить о выполнении OMR 2020 своих основных задач.
Что же касается международного аспекта, то Алексей Конторович напомнил о предстоящем председательстве Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2022 годах. По его словам, в настоящее время формируется официальная программа этого совета на 2021 год и конференция OMR в нее уже включена.
***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic