ОСК выразила готовность построить судно на замену НЭС «Михаил Сомов» и поддержала ограничения на использование «ветхого» флота
Как отмечают в ОСК, средний возраст гражданских судов в России – 38 лет

НЭС «Михаил Сомов» с участниками «Арктического плавучего университета-2021» у острова Белл (национальный парк «Русская Арктика»). Фото: В. Филиппов
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) готова построить замену научно-экспедиционному судну (НЭС) «Михаил Сомов» на предприятии «Адмиралтейские верфи». На «Адмиралтейских верфях» ранее уже строились НЭС «Академик Трёшников» и «Северный полюс», а сейчас идут работы на НЭС «Иван Фролов», передаёт Sudostroenie.info. Об этом сообщил директор департамента продаж и контрактации ОСК Владимир Рачин в ходе XII Международной конференции «Российское судостроение» – 2025, которая проходит в Санкт-Петербурге 10-11 апреля. Кроме того, ОСК (находится в управлении ВТБ) предложила властям ограничить работу «ветхого» флота и проработать меры поддержки, направленные на обновление судов гражданского флота в России, о чём говорится в письме главы ВТБ, председателя совета директоров ОСК Андрея Костина президенту РФ Владимиру Путину, информирует «Интерфакс».
Использование устаревшего флота, особенно на внутренних водных путях, где средний возраст судов составляет около 40 лет, представляет угрозу для безопасности навигации и создаёт экологические риски. В марте помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев уже заявлял о необходимости обновления речного флота, уточняя, что средний возраст речного флота в России превышает 30 лет, а речных танкеров – более 40 лет. И это уже привело к серьёзным авариям.
Заслуженному ветерану научного судоходства – НЭС «Михаил Сомов», о котором часто пишет GoArctic, в этом году исполняется 50 лет – оно построено в 1975 году на Херсонском судостроительном заводе. В настоящее время «Михаил Сомов» относится к Северному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС, входит в Росгидромет). А «Адмиралтейские верфи» накопили уже значительный опыт работы со структурами Росгидромета. О замене НЭС «Михаил Сомов» и о начале работ по проектированию нового судна для обеспечения полярных станций в Арктике говорил в 2024 году на ПМЭФ губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Тогда было озвучено, что завершить строительство нового научно-экспедиционного судна ледового класса планируется к 2029 году.