Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

“Парадокс геополитики Путина в Арктике”: Зарубежные СМИ об Арктике

14 Января, 2020, 10:39
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Какое место Арктика занимает в российской идеологии евразийства, что ждёт Северный морской путь в ближайшие десять лет, а также какие маршруты включает в себя Арктический Шёлковый путь – читайте в очередном обзоре зарубежных СМИ.

Экономические интересы российских компаний vs коренное население Севера

Издаваемая норвежским аналитическим Центром Крайнего Севера газета “High North News” представила геополитический анализ российской стратегии в Арктике. Статья “Парадокс геополитики Путина в Арктике” рассказывает о дилемме российской политики на Крайнем Севере.

Как замечает издание, Арктика является уникальной средой российской идентичности, представленная малочисленными коренными народами Крайнего Севера. Однако эта часть общей российской идентичности, по заявлению авторов, не вписывается в те методы, с помощью которых Кремль осваивает арктические земли. Всё дело в конфликте между интересами корпораций, с одной стороны, и “требованиями” доминирующей на сегодняшний день идеологии евразийства - с другой.

История началась с закрытия в декабре 2019 года одной из самых влиятельных правозащитных организаций, которая специализировалась на вопросах жизнедеятельности народов Крайнего Севера. Причиной приостановки деятельности компании стала юридическая ошибка в оформлении документов. После произошедшего инцидента правозащитники заявили, что вопрос с закрытием вовсе не нормативно-процессуальный, а политический. И именно в этом и других подобных случаях, по мнению издания, возникает парадокс арктической политики России. 

С одной стороны, идеология евразийства, которая на сегодняшний день активно педалируется Кремлём, подразумевает исключительную роль Арктики как с точки зрения своих логистических и ресурсных возможностей, так и с точки зрения многонационального альянса всего континента Евразии и его народов. Российская Арктика считается “геополитическим резервом” Москвы. С другой стороны, усиливается влияние российских корпораций, которые пытаются дистанцироваться от вопросов, связанных с судьбой коренных народов Севера, и преследовать сугубо экономические интересы.

В 1990-х годах до Арктики у российских политиков не было дела. Под руководством Бориса Ельцина северные регионы выстроили свои собственные региональные структуры, воспользовавшись отсутствием централизованного надзора. Тогда статусом народов Крайнего Севера заниматься никто не желал. Однако после прихода Владимира Путина на президентский пост Арктика вновь вернулась в повестку российской политики.

В настоящее время Арктика со своим коренным населением предоставляет российскому государству многочисленные стратегические преимущества. Она служит основой для идеологической претензии на Крайний Север. Кроме того, владение столь обширными арктическими территориями предоставляет Москве сильную переговорную позицию, с помощью которой Россия переманивает на свою сторону правды другие государства.

Однако во всём этом наблюдается двойственность политики Путина в отношении арктических вопросов. Вся повестка в Арктике, включая региональное развитие, укрепление отношений с коренными общинами и экологические проблемы, идёт по модели лишь экономического развития Арктики, оставляя в стороны социально-экономические аспекты проживания там народов Крайнего Севера. Таким образом, заключает издание, сложившаяся борьба между укреплением Арктики в качестве священного источника национальной самобытности и максимально быстрым использованием экономических возможностей - добычей энергоресурсов и развитием Севморпути, складывается в пользу последнего.

Грандиозные планы

Большое внимание зарубежная пресса уделила опубликованному в последние дни декабря 2019 года российскому комплексному плану развития инфраструктуры Северного морского пути на период 2020-2035 гг. Наиболее подробный разбор и свою оценку дало британское издание “Independent”. 

Согласно опубликованной стратегии, порты Мурманска и Петропавловска-Камчатского должны стать логистическими узлами для обслуживания международных транзитных грузов. Создание российского оператора контейнерных судов с использованием судов ледового класса может стать ответом на существующую неопределенность международных корпораций, осуществляющих морские перевозки. Наконец, к 2021 году будет проведена оценка возможного государственного субсидирования для поддержки международной конкурентоспособности СМП. Укреплению конкурентоспособности Севморпути будет способствовать и создание цифровых систем логистики вдоль СМП.

Кроме этого, арктические добывающие компании должны принять участие в подготовке предложений по строительству спасательно-навигационных координационных центров в портах Певек и Сабетта к 2020 году и в Диксоне и Тикси к 2022 году. Также к концу 2020 года будет дана оценка необходимости создания государственной компании, ответственной за углубление морского дна вдоль СМП. 

Наряду с повышенным вниманием к логистическим, инфраструктурным и спасательно-навигационным сервисам отдельным пунктом отмечается навигационно-гидрографическое обеспечение, работа в рамках которого включает модернизацию трех существующих судов и строительство к 2022-2023 годам 13 новых навигационно-гидрографических кораблей. Ледокольные возможности будут усилены за счет введения пяти новых ледоколов в период 2022-2024 гг. и дополнительных трех супермощных ледоколов, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2027, 2030 и 2032 гг.

Британский таблоид высказывает достаточно скептическую оценку в возможности реализации столь грандиозных планов. Так, в ближайшие несколько лет коммерческие морские перевозки через Индийский океан по югу всё ещё значительно выгоднее использования Севморпути. Кроме того, Москве будет крайне сложно найти инвесторов, так как даже Китай пока что настороженно относится к развитию Северного морского пути и инвестирует точечно. 


Китай - арктическая держава

Американский специализированный журнал “The Maritime Executive” рассказывает о возможных сценариях использования Северного морского пути Китаем. 

На сегодняшний день существуют три потенциальных маршрута через Арктику: проход вокруг Евразии из Китая в Европу, путь вокруг Северной Америки, а также центральный маршрут Северного Ледовитого океана. Все три маршрута предлагают Китаю более короткую альтернативу нынешним судоходным маршрутам через Индийский океан. Наиболее перспективной транспортной артерией считается путь вдоль российской Арктики.

Идея Пекина о совместной комплексной работе с Москвой по превращению этого маршрута в “Арктический Шелковый путь” впервые была предложена Китаем в июле 2017 года. В центре внимания большинства проектов, которые станут основой российско-китайского “северного” экономического сотрудничества, находятся судоходство и энергетика. На третьем месте - инвестиционное сотрудничество в научно-исследовательской сфере. Китайское правительство не раз выражало свою озабоченность климатическими вопросами Крайнего Севера, отмечая в своей арктической политике, что “необходимо учитывать как развитие Арктики, так и её защиту, сбалансировать текущие и долгосрочные интересы, а также содействовать устойчивому развитию.”

Однако “The Maritime Executive” также разделяет скептическую оценку, говоря о невозможной в скором времени коммерциализации Северного морского пути. Причины всё те же - отсутствие нужных инфраструктурных мощностей и экологические опасения.


Комментарии