Почему кризис не влияет на ледокольную гонку

Вооруженные силы Транспорт
Владимир Ераносян
14 Мая, 2020, 17:23
Почему кризис не влияет на ледокольную гонку

Фото 1 канал

 

                                   

Лидерство обеспечит «Лидер»

 

Оживление мировой экономики после постепенного снятия ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19 неизбежно. Уже сейчас аналитики склонны полагать, что шансы России выйти победительницей из экономического кризиса, связанного с последствиями простоя мировой экономики, существенно выше, чем, к примеру, у той же Европы. По данным Международной организации труда (МОТ) безработица в Европе в период пандемии увеличилась более, чем на 23 миллиона человек.

Во всяком случае, общемировая депрессия и снижение экономической активности, похоже никак не повлияли на решение Росатома и дальневосточного судостроительного комплекса Роснефти «Звезда» подписать контракт на строительство атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».

Что это может означать, кроме веры наших нефтяников и атомщиков, а главное, федерального правительства, в скорое оздоровление ситуации?

Такие контракты не заключаются наобум. Аналитики просчитывают все на старте, начинающемся с проектирования и обоснования необходимости закладки крупнотоннажных судов такого уровня, открывающих новые перспективы высокоширотных маршрутов, до прогнозов их ежегодного использования.

Строят такие корабли не за один год, далее следуют швартовые и ходовые испытания, подготовка экипажа. Но трудности никогда не останавливали наших моряков, особенно тех, что закалены условиями работы в вечной мерзлоте.

Ввод суперледокола “Лидер” в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Понятно, что через семь лет грузопоток Северного морского пути возрастет многократно, но готовиться к этому необходимо уже сейчас. И крупнейшая нефтяная компания страны прекрасно это осознает.

Трудно представить, что бы было, если бы такие нефтяные гиганты, контрольный пакет которых ныне принадлежит государству, возглавляли бы, как в начале 2000-ых, олигархи. Пандемия явилась бы хорошим поводом вывода средств в офшоры. Ни о какой закладке нового ледокола и речи бы не было! Да и вкладывать деньги в геологоразведку и освоение новых месторождений они вряд ли бы стали, довольствуясь тем, что незаслуженно и практически даром отвалилось от советского наследства.

Но советское наследство касалось и ледокольного флота, на который большинство нуворишей смотрело, как на собственность, но при этом исходя из остаточного принципа. Что пока движется — можно использовать. А вот ремонтировать, модернизировать и заклыдывать новое — это уж увольте!

Времена изменились. Как известно, в ближайшие несколько лет в составе Росатомфлота появятся три универсальных атомных ледокола проекта 22220, строительство которых завершается в Санкт-Петербурге на верфи ООО «Балтийский завод – Судостроение». Новейшие ледоколы предназначены для проводки крупнотоннажных судов и круглогодичного лидирования караванов по Северному морскому пути.

Их двухосадочная конструкция, разработанная выдающимися конструкторами, позволяет применять ледоколы как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Головной ледокол проекта "Арктика" и серийный ледокол "Сибирь" уже спущены на воду, второй серийный атомоход "Урал" находится на стапелях. Этих мощных атомоходов вполне хватит, чтобы обеспечить проводку судов с углеводородным сырьем с уже осваиваемых месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.


Ледокол «Арктика» (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

 

 Казалось бы, три дорогостоящих ледокола, самые большие и мощные в мире (длина судна составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн),  вот-вот войдут в строй. Лидерство в Арктике обеспечено, ведь они пробивают лед толщиной до 3 метров. Зачем же в апреле 2020 года, правительство принимает решение о закладке еще более мощного атомохода?

 

Толстый лед не для Канады

 

Ответ напрашивается сам собой. Ведь не случайно в Арктике ускоренными темпами развивается и военная инфраструктура, которая призвана надежно обеспечить безопасность судоходства в регионе. Ведь секторальное деление Арктики не устраивает главного мирового гегемона — США, которые не дают прохода со своими арктическими амбициями даже союзникам по НАТО.

Напомним в этой связи и о ледокольном проекте Канады Polar 8. Канада вознамерилась обзавестись собственным ледокольным флотом после весьма показательного случая, когда ледокол США Polar Sea 1978 года постройки, осуществил проход с танкером Manhattan по Северо-Западному проходу, который Канада считает своими внутренними водами, причем сделал это без разрешения Канады.

Проект Канады стоимостью 700 миллионов долларов до сих пор не реализован. Мечта канадцев раскалывать лед толщиной в 2 метра так и не осуществилась несмотря на то, что даже название этого проекта произошло от предполагаемой толщины преодолеваемого льда — 8 футов, то есть 2,4 метра.

Несмотря на то, что за Россией в освоении ресурсов Арктики сохраняется исторический и технологический (как бы не злорадствовали по поводу нашего отставания некоторые либеральные деятели) приоритеты, это вряд ли дает повод для самоуспокоения. Ведь хотя США имеют на балансе береговой охраны ледоколы 70—ых годов постройки, в 2013-ом они прошли масштабную модернизацию. Патрульные и конвойные корабли, раскалывающие лед толщиной 2 метра, причем двойного назначения, строят в соседней Норвегии.

Наша «ледокольная эскадра» до последнего времени гарантированно обеспечивала экономические и геополитические интересы России в полярных широтах, но понятно, что программы строительства ледоколов и судов ледового класса, анонсированные в ряде стран, попробуют помешать нашему превосходству. На стапелях верфей Швеции, США, Канады и Норвегии строятся современные боевые корабли, способные решать задачи в арктической зоне.

Так что надо считаться с тем, что приарктические страны поставили цель достичь технологического паритета с Россией в регионе, уповая на свои экономические возможности и колоссальные военные бюджеты.

Однако, и в военном отношении произошла неувязка! На всём протяжении российского Заполярья создана военная инфраструктура, позволяющая прямо заявлять о том, что нашу военную мощь в Арктическом регионе в ближайшее время вряд ли кто оспорит.

 

Ледоколы для переброски войск

 

Единственным аргументом в спорах, следовательно, может выступать способность того или иного государства обеспечивать судоходство на труднодоступных океанских участках. Для этого требуется мощный ледокольный флот, без которого полномасштабная деятельность в Арктике, в том числе военная, невозможна.

Военный аспект ледокольного флота ни для кого не секрет. К примеру, норвежский «Свальбард» вооружен артиллерией и имеет на борту авиационную боевую группу из двух вертолетов в ангарах.

Спуск на воду трех новых ледоколов, и закладка «Лидера» говорит в пользу того, что конкурентам вряд ли удастся получить хоть какое-то преимущество военного характера.

Предельная толщина льда, которую сможет преодолевать универсальный атомный ледокол «Лидер», составит 4,3 метра, скорость хода по льду до 2 метров будет равняться не менее 12 узлов — это более 22 км/час. Соответственно, при усилении нашего атомного флота столь уникальными атомными ледоколами можно будет вовсе не ждать глобального потепления и с моря погоды…                  

К слову, модернизация верфи «Звезда» имеет и военное значение. Ведь сам факт закладки гиганта длиной в 209 метров и водоизмещением в 71380 тонн, свидетельствует о том, что на стапелях коммерческого , хоть и с приоритетной государственной долей и полным финансированием проекта федеральным бюджетом (сумма составит 127, 5 млрд рублей) предприятия впоследствии можно будет строить и корабли военного назначения, включая современные эсминцы и даже, если потребуется. авианосцы. А возможно, увеличение грузопотока по Северному морскому пути потребует производства супертанкеров, для чего масштабная верфь, безусловно, пригодится еще и для совместных китайско-российских проектов. ©

Ледокол четвёртого поколения “Лидер” по замыслу должен стать самым мощным ледоколом в мире, флагманом и гордостью Ледокольного флота России.


3D модель ледокола «Лидер» (Фото: Росатом)

 

И конечно — символом непоколебимого решения России сделать Северный морской путь мощной артерией национальной экономики. Самый короткий путь из Азии в Европу в ближайшей перспективе заработает в полную мощность. И это более всего беспокоит тех, кто уже опаздывает как в техническом оснащении, так и в военной области, и кому в этом регионе за Россией явно не угнаться.

Круглогодичная навигация по СМП, обеспечиваемая нашими ледоколами (к слову, способными нести на своем борту и боевое вооружение) даёт возможность российскому оборонному ведомству перебрасывать в случае военной угрозы силы быстрого реагирования в любой квадрат маршрута.

   ***

Владимир Ераносян капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук, специально для GoArctic

 

 

 

далее в рубрике