Подлодка для диверсантов

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
5 Июля, 2021, 05:55
Подлодка для диверсантов
Фото: ОСК / CC BY-NC 4.0


«Сервал» под «Ясенем»

Сенсационное раскрытие на Международном военно-морском салоне-2021 в Санкт-Петербурге некоторых подробностей о спроектированной Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит» малой подводной лодке «Сервал» не оставили сомнения в том, что проект семейства «Пиранья» вновь запущен.  

Безусловно, это инициативное продвижение СПМБМ «Малахит» рассчитано, прежде всего, на экспорт. Однако, этим конструкторским бюро разработано сто проектов подводных лодок, по которым построено триста субмарин. Из них — 94 атомных подлодки, в том числе новейшие многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения проекта 885 «Ясень» подводным водоизмещением 13 800 тонн. Головная лодка этого проекта находится в боевом составе Северного флота. Уже три «Ясеня» построено.

Кроме того, именно «Малахит» разработал перспективный проект АПЛ проекта «Хаски» с меньшей шумностью, чем АПЛ четвёртого поколения, за счет корпуса из композитных материалов. «Хаски» будет заложена в 2023-2024 годах, и в 2025 году планируется ее спуск на воду. 

По сведениям из открытой прессы, не подтвержденным военным ведомством по причинам секретности, «Хаски», оснащенные «Калибрами», получат единую систему боевого управления с искусственным интеллектом и новейшие средства связи, которые будут интегрированы в единую сеть.  

«Хаски» хоть и меньше по размерам, нежели «Ясень», но обращение конструкторской мысли этого знаменитого бюро к лодкам, предназначенным для диверсионных операций, весьма показательно. Концептуальный взор разработчиков связан с диверсификацией стратегии Вооруженных сил. Помимо ядерного сдерживания отчетливо прорисовывается задача стремительного реагирования России на локальные угрозы в любой точке мира с помощью сил спецопераций.  

Подлодка «Сервал» оснащена воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) на базе газотурбинного генератора. Это значит, что при движении лодка будет практически незаметна — под водой ВНЭУ, являющаяся российским ноу-хау, работает по замкнутому циклу с использованием запасов жидкого кислорода. На лодке предусмотрена шлюзовая камера для выхода боевых пловцов, а также сверхмалая ПЛ семейства «Тритон» для переброски группы диверсантов по мелководью. 



«Тритон-2». Фото: Andshel / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Оснащение морского спецназа

Сегодня скорость переброски боевых пловцов обеспечивает стоящий на вооружении российской армии патрульный катер «Раптор» весом всего в 8 тонн с идеально продуманной аэродинамикой. Это самый скоростной катер Военно-морского флота России. Скорость (до 90 км/час) сочетается с маневренностью, безопасностью на воде и под водой, броней и вооружением. Катер способен совершать полицейский разворот и экстренное торможение на полной скорости. Эта остановка напоминает погружение подводной лодки. Катер резко клюет носом вниз так, что носовую поверхность накрывает водой. 

Однако  как только с боковых иллюминаторов стекает вода, становится понятно, что не произошло ничего экстраординарного. Просто катер умеет не только летать по волнам, но и тормозить без инерционного хода. Капитанская рубка и десантный отсек для 20 бойцов обшиты броней. Герметичная переборочная дверь изолирует капитанскую рубку в случае затопления. Катер доставляет десант при волне в 5 баллов. В случае затопления и утраты мореходности предусмотрены спасательные плоты, выпускающиеся автоматически. 

«Проект 03160» неслучайно назван «Раптором». Этот вид динозавров был совсем небольшим по размерам. Однако при этом раптор являлся одним из самых быстрых и опасных хищников. К слову, «Рапторы» также делают в Санкт-Петербурге, на судостроительном заводе «Пелла». 

Оснащенность российского спецназа, похоже, стала одной из приоритетных задач министерства обороны. Ранее у наших спецназовцев были не только патрульные катера, но и катера на воздушных подушках. Были у боевых пловцов и  сверхмалые лодки. Групповые подводные средства движения (носители) типа «Тритон» и «Сирена-УМ», предназначенные для скрытной доставки, высадки и обратного приема водолазов-разведчиков, решали специфические задачи военной разведки и диверсионной работы. 

Но после развала СССР вступившие в строй две подлодки проекта 865 «Пиранья», не прослужив и десяти лет, что для лодок является незначительным временным отрезком, были выведены из состава флота. Причинами назывались недостаток финансирования и мнение ряда специалистов о ненужности кораблей данного типа. Это случилось в начале 1999 года. Обе лодки были отбуксированы в Крондштадт для разделки на металлолом.


mpl_spec_naz_piran_2.jpg

«Пиранья». Фото: СПМБМ «Малахит»


Проваленная мечта Эскобара

Интересно, что погибший в 1993 году один из самых известных наркобаронов мира Пабло Эскобар был готов заплатить любые деньги за российскую «Пиранью». Эти данные всплыли в результате расследования преступных деяний Эскобара в США, где был задержан некий Людвиг Файнберг.  Именно этот человек являлся доверенным лицом Эскобара, которому было поручено приобрести в России сверхмалую подлодку проекта 865. 

Сделка, понятно, не состоялась, но сам факт такого внимания к «Пиранье» весьма красноречиво свидетельствует, что скрытность этой лодки по доставке десанта не оставляла сомнения даже у тех, для кого скрытность являлась основополагающей частью криминального бизнеса. 

Возвращение конструкторской мысли к работе над проектом говорит о том, что возникла ощутимая востребованность подводной лодки, создававшейся для боевых действий в районах, где превалируют малые глубины и существует большое количество навигационных опасностей. Проект 865 был заказом ВМФ Советского Союза. Конструкторы тогда придумали 30-метровую субмарину, способную подкрадываться к противнику незаметно на глубине от 10 до 200 метров. 

Бесшумность этой лодки обеспечивала специальная платформа, на которой размещалось все громкое оборудование: электродвигатель, дизель-генератор, насосы. Платформа не касалась корпуса, так как была  поставлена на амортизаторы. Шум от вращающихся механизмов не передавался в толщу воды. Поэтому засечь «Пиранью» радарами было затруднительно. Корпус «Пираньи» был выполнен из немагнитных титана и стеклопластика. По скрытности лодка уникальна, в том числе и из-за малых размеров. 


«Пиранья-Т». Фото: ОСК / CC BY-NC 4.0


Мал, да удал

К слову, диверсантов на эти лодки подбирали небольшого роста, но при этом лодка была удобной в эксплуатации. Экипаж составлял всего три человека с поочередным несением вахты. Вооружением же мог управлять и один специалист. Сами конструкторы считали, что строить малые лодки несколько сложнее, так как в корпус нужно вместить практически все оборудование, предусмотренное для субмарин. Но управлять такими подводными кораблями легче.

Выходит, наступает время, когда наработки наших конструкторов, оснастивших в советские времена подводный спецназ этим уникальным средством доставки, пригодятся наверняка.

Возрождающаяся в Санкт-Петербурге под новым именем «Сервал» «Пиранья» пополнит семейство российских субмарин уникальным проектом. Ведь экспортный вариант в любом случае будет уступать по ударной мощи, предельным глубинам и другим ТТХ предназначенным для ВМФ «Сервалам». 

Новые лодки, зазванные именем стройных длинноногих кошек средних размеров, славящихся своим умением бесшумно подкрадываться к жертве, смогут не только доставлять боевых пловцов в нужное место, но и нести на своем борту крылатые ракеты, торпеды и мины. Гипотетически, они смогут выполнять не только диверсионные задачи, но и при необходимости задачи, для которых призваны стратегические атомные подлодки. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике