Сейчас в Арктике:
Северное сияние

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 1

12 Декабря, 2019, 10:49
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Для эффективного развития Северного морского пути стратегически важное значение имеет портовая инфраструктура – именно перевалка грузов, несмотря на планы по наращиванию транзита, дает возможность заработать отечественным компаниям и, следовательно, позволяет пополнить российскую казну. Чем больше возможности порта по приему судов, чем лучше развиты подъездные пути к гавани, тем выше шансы региона, где располагается порт, а также местного бизнеса получить от перевозок по СМП максимальную выгоду. В таких условиях между портами Арктики ведется ожесточенная борьба за инвестиции, связи и внимание федеральных властей, которые в перспективе могут открыть совершенно новые экономические перспективы для жителей Севера.

Порт Мурманск

Хотя Мурманск не входит в число портов Северного морского пути, именно его сегодня можно назвать одним из ведущих портов северной водной магистрали. Мурманск является крупнейшим в мире портом, находящимся за полярным кругом, и сегодня порядка 60% всего от всего грузооборота, проходящего через воды Арктики, приходятся именно на его терминалы. По итогам 2018 года Мурманск переработал 60,7 млн тонн (+18,1%), а за 11 месяцев текущего года показатель составил 56,8 млн тонн (+1,8%).

На мощностях ПАО «Мурманский морской торговый порт» обрабатываются навалочные, генеральные и контейнерные грузы. На этих же терминалах осуществляется перегрузка контейнеров, генеральных грузов на Шпицберген, на Дудинку и другие порты арктического побережья. Кроме этого, в порт Мурманск входят Морской рыбный порт, балкерный терминал, морское пароходство, Мурманский судоремонтный завод морского флота и другие.

Тот факт, что Мурманск является незамерзающим портом, развитость инфраструктуры по сравнению с другими портами Арктики, а также активность региональных властей сыграли в пользу привлечения инвестиций в регион. В рамках проекта Мурманского транспортного узла (входит в число стратегически важных федеральных объектов) в регионе ведется строительство круглогодично действующего глубоководного морского центра по переработке грузов. В частности, одним из самых громких проектов МТУ является терминал Лавна, который рассчитан на перевалку до 18 млн тонн угля в год. Причал этого терминала станет самым глубоководным в России и сможет принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. Помимо этого, принято решение о строительстве терминала по перевалке удобрений, а также в планах реализация проектов по созданию мощностей для перевалки нефти и газа.

Ожидается, что строительство объектов всех Мурманского транспортного узла должно быть завершено до 2024 года. Региональные власти заявляют о том, что введение в эксплуатацию новых мощностей позволит обеспечить к 2035 году перевалку грузов в год по Северному морскому пути в объеме до 60 млн тонн.

«К 2022-му году должны выйти на 18 млн тонн, до 2035-го года закреплено – 44 млн тонн, рассматриваем расширение до 60 млн к 2035 год», – заявил на международной выставке «Дорога-2019» губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Вместе с созданием портовых мощностей прорабатывается вопрос увеличения пропускной способности железных дорог на подходе к Мурманску. Среди проектов РЖД – усиление пропускной способности участка Волховстрой – Мурманск, на который должно быть направлено 27,6 млрд рублей. Реализация данного проекта по итогу позволит перевозить до 45 млн тонн грузов в направлении портов Мурманского транспортного узла, в том числе 18 млн тонн грузов в направлении порта Лавна.
Однако не обходится без рисков – в ноябре 2019 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил РЖД отказаться от инвестиций в морские порты, в том числе в подходы к Мурманску. Хотя данное заявление носит в большей степени рекомендательный характер. Если ФАС будет до последнего стоять на своем и настаивать на отказе РЖД от «неосновных» проектов, могут возникнуть определенные трудности, однако такой исход маловероятен и, скорее всего, из-за стратегической важности проекта МТУ, РЖД доведет проект до конца.

Помимо прочего, сильную позицию Мурманска подкрепляют планы по созданию в регионе Арктического центра судостроения и судоремонта на базе трех предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). И даже на этом власти региона решили не останавливаться. Мурманск готовятся сделать опорной базой для освоения шельфа Арктики – это позволит нарастить количество обслуживаемых судов, а также число специалистов, занятых в сфере геологоразведки, сообщают в пресс-службе правительства региона.

«В планах создание логистической базы для обслуживания шельфовых проектов. Соответствующие переговоры мы ведем с федеральными министерствами. Нужно сделать так, чтобы в Мурманск приходило и здесь базировалось как можно больше судов, обслуживающих шельфовые проекты, судов геологоразведки», - рассказал Андрей Чибис.

Планов как у региональный, так и у федеральных властей хоть отбавляй. Сейчас Мурманск, несмотря на претензии других регионов, может по праву бороться за статус столицы Севморпути. Даже пока что нереализованные проекты дают уверенность, что Мурманск сможет перетянуть на себя большую часть грузов, проходящих по СМП. К тому же не стоит забывать, что уже к лету 2020 года при ФГУП «Атомфлот» в Мурманске будет создан центр управления судоходством на акватории Северного морского пути (СМП), что лишь укрепит позиции Мурманска в ожесточенной борьбе за лидерство в Арктике.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
Комментарии