Правительство РФ обеспечивает реализацию стратегического проекта на Чукотке – строительства Баимского горно-обогатительного комбината
Баимский ГОК возводится в полярном климате при полном отсутствии инфраструктуры и значительной удалённости – в таких условиях участие государства становится обязательным

Заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко (справа) у макета Баимского ГОКа. Фото: пресс-служба правительства ЧАО. Источник: prochukotku.ru
На прошлой неделе полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев во время рабочей поездки по объектам промышленного развития Дальнего Востока посетил Чукотский автономный округ, о чём писал GoArctic. Совместно с заместителем председателя правительства – руководителем аппарата правительства Дмитрием Григоренко и правительственной делегацией Юрий Трутнев ознакомился с ходом строительства Баимского горно-обогатительного комбината (ГОКа) в Билибинском районе – крупнейшего проекта Чукотки и стратегически важного для Арктики, сообщают пресс-служба правительства РФ и ИА «Чукотка». Продукция Баимского ГОКа будет отгружаться на суда, следующие по Cеверному морскому пути.
Территория будущего Баимского ГОКа, вид с вертолёта правительственной делегации. Источник: тг-канал полпреда ДФО Юрия Трутнева t.me/polpred_dfo/7586
Старт освоению открытой ещё в 1972 году Баимской рудной зоны с одним из крупнейших в мире медно-порфировым месторождением Песчанка (общие его запасы оцениваются в 23 млн тонн меди и более 64 млн унций золота), дан в 2018-м. Территория Баимской рудной зоны десятилетиями не разрабатывалась из-за сложных климатических условий, отсутствия инфраструктуры и технологий, о чём говорилось ранее на ежегодном форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки». В 2021 году правительство утвердило «дорожную карту» реализации проекта, обеспечив комплексное сопровождение на федеральном уровне. Сейчас стартовал этап активного строительства ГОКа. Финансовую поддержку проекту оказывает государственная корпорация «ВЭБ.РФ» и синдикат коммерческих банков «Фабрики проектного финансирования». На сегодняшний день освоение Баимской рудной зоны – самый крупный проект, реализующийся при их участии. Механизмы господдержки и компетенции позволили повысить доступность кредитных ресурсов, увеличить сроки кредитования и распределить риски между участниками проекта. Общий объём инвестиций превысит 1,1 трлн рублей, из которых более 260 млрд уже освоены. Промышленная эксплуатация Баимского ГОКа начнётся с 2029 года. Проектная мощность комбината – около 70 млн т медной руды в год.
Проект включён в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегию социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года. Государственная поддержка также включает налоговые льготы и упрощённые административные процедуры преференциального режима ТОР «Чукотка».
В правительстве отмечают, что работа по освоению Баимской рудной зоны – «пример того, как бизнес и государство вместе решают стратегические задачи и добиваются результата даже там, где раньше это казалось невозможным».
При строительстве Баимского ГОКа будут применены передовые технологии – в частности, беспилотные карьерные самосвалы и буровые машины. Система искусственного интеллекта в режиме реального времени сможет анализировать рабочее пространство, передавать данные в центральный диспетчерский пункт, где специальные алгоритмы оптимизируют производственные процессы и маршруты техники. При производстве – впервые в медной отрасли – будет использована технология прямой флотации, которая позволяет более эффективно и экологично перерабатывать руду, снижая отходы и потребление ресурсов.
Застройка территории Баимского ГОКа. Источник: тг-канал полпреда ДФО Юрия Трутнева t.me/polpred_dfo/7586
Баимский проект предусматривает создание «с нуля» всей необходимой инфраструктуры для работы комбината, включая круглогодичный портовый терминал и всепогодную дорогу протяженностью 428 км между месторождением и новым портом для отгрузки продукции на рынок по Cеверному морскому пути, а также энергокомплекс и жилой район.
Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов рассказал, что сейчас завершено строительство ключевых внутренних инфраструктурных объектов Баимского ГОКа: взлётно-посадочной площадки, топливохранилища, линии электропередачи протяжённостью более 400 км до месторождения, внутриплощадочных дорог, первой очереди вахтового городка на 1,2 тысячи человек, транспортного центра в Билибине. Продолжается строительство порта Чаун. Кроме того, ежегодно обустраивается около 600 км ледовых дорог для доставки грузов из порта Певек на месторождение. Освоение Баимской рудной зоны стимулирует в округе подготовку кадров для добывающих предприятий и даёт возможность создания новых рабочих мест.