Развитие Арктических регионов: борьба за собственные интересы или выгодное сотрудничество

20 Марта, 2020, 13:28
Развитие Арктических регионов: борьба за собственные интересы или выгодное сотрудничество

Борьба за звание столицы Арктики длится уже не первый год. Предполагается, что новый статус позволит получить не только повышенное внимание со стороны федеральных властей, но и интерес со стороны бизнеса. Жесткая конкуренция оправдана – в условиях ограниченных ресурсов за свой кусок пирога приходится бороться. Несмотря на то, что крупные игроки присутствуют на Севере – это и «Газпром», и «Новатэк», и «Роснефть» –на всех мегапроектов пока не хватает. Приход какой-либо корпорации в регион и, как следствие, приток инвестиций, становятся шансом для решения насущных проблем северян.  

Но проблемы в Арктике у всех – а это около 2 млн человек – примерно одинаковы, и обусловлены они чаще всего тяжелыми климатическими условиями. Во-первых, это транспортная инфраструктура, речь идет как о пассажирских перевозках, так и о транспортировке грузов. И хотя сейчас много усилий направлено на развитие Северного морского пути, реконструкцию Мурманского транспортного узла, создание СШХ, развитие Сабетты, железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог в Арктике остается слабо развитой. Авиация также не спасает – всему виной суровые природные условия, вынуждающие периодически прекращать авиасообщение, а также по-прежнему высокая стоимость перелетов в регионах. Некоторые населенные пункты полностью оторваны от соседствующих городов и регионов. Города Якутии, Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов в том числе страдают от нерегулярности транспортной связи. 

Во-вторых, жилищные проблемы, что касается как высокой стоимости строительства жилья на Севере (если сравнивать с более южными регионами), готовых квартир и домов, так и стоимости коммунальных услуг. Дополнительно усложняет положение низкая плотность населения и разрозненность городов и других населенных пунктов. 

В-третьих, одной из ключевых проблем Арктики остается энергообеспечение. Крупные компании, приходящие в Арктику, решают данный вопрос для себя, однако для основного населения АЗ РФ ситуация остается тяжелой. В регионах нужны как станции для локального энергоснабжения местных производств, мощные региональные энергоузлы. Также проблема энергообеспечения включает в себя реконструкцию существующей системы энергетики регионов, а также переход на более экологичные виды топлива.

В-четвертых, проблемы кадрового обеспечения. Молодежь стремится в теплые регионы, столичные города, и удержать их от отъезда не позволяют ни климатические условия, ни условия жизни, ни заработная плата. В времена СССР главным аргументом в пользу работы в Арктике были хорошие зарплаты, «северные». Сегодня в арктических регионах России также действуют специальные надбавки (статья 317 Трудового кодекса РФ), но даже вместе с ними (за счет ряда уловок) заработная плата специалистов составляет примерно столько же, сколько человек получал бы в средней полосе России, а иногда даже ниже.

Такие условия тормозят в том числе развитие малого и среднего бизнеса в Арктике. Если в целом по России доля занятых в сфере малых, средних предприятий составляет порядка 25%, в АЗ РФ такой показатель варьируется от 8 до 20% в зависимости от региона. 

Если говорить о более общих проблемах, одной из них является законодательная несогласованность на межрегиональном уровне, а также отсутствие единой позиции всех регионов по ключевым вопросам развития Арктики. На деле административное управление рассредоточено между регионами, каждый из которых борется за свои интересы. Без единой позиции по всем проблемным вопросам ощутимого развития Арктики достичь не представляется возможным. Теоретически страна может закрыть глаза на трудности жителей Севера, перейти на вахтовый метод освоения Арктики, правда, в этом случае мы получим не развитие региона, а лишь использование доступных там ресурсов. Без комплексной работы ощутимого рывка сделать не получится.   

На начальных этапах важно соотнесение и синхронизация региональных стратегий со стратегией развития Арктики до 2035 года, поиск точек соприкосновения между регионами Севера, активизация работы общественных объединений, продвижение арктической повестки на федеральный уровень. То, как эффективно реализовать все это, представители регионов Арктики в Санкт-Петербурге обсудят на площадке Информационно-аналитического Центра ПОРА 25 марта 2020 года. 


далее в рубрике