Сейчас в Мурманске

09:49 0 ˚С Погода
18+

Разворот РФ на Восток: транспорт, энергетика и экспорт

Новые тренды и регуляторные требования партнеров

Поворот на Восток Транспорт и логистика
Мария Кутузова
3 октября, 2023 | 11:28

Разворот РФ на Восток: транспорт, энергетика и экспорт

Фото: william william / Unsplash


Сентябрь для российской экономики – время для оценки развития главных трендов восточной стратегии, сверки маршрута с целями, поставленными на долгосрочную перспективу. Сотрудничество с восточными партнерами (как и ранее с западными) развивается, прежде всего, с точки зрения поставок сырья для азиатских потребителей и создания транспортных потоков для его вывоза. Однако смена геополитических трендов из-за энергетического перехода и развития альтернативных технологических решений в странах АТР может привести к неоднозначным результатам для сырьевых ориентиров развития российской экономики в восточном направлении.


Сырье надолго

Согласно итогам Восточного экономического форума, Российская Федерация расширит стратегию развития минерально-сырьевого комплекса, дополнив федеральный проект по геологии разделом изучения недр Дальнего Востока и Сибири. Для Дальневосточного федерального округа будет создана программа развития энергетических мощностей на ближайшие 26 лет (до 2050 года), а также разработан механизм ее проектного финансирования. Для диверсификации поставок природного газа в Мурманской области появится центр по производству сжиженного природного газа, сырье для которого обеспечит новый газопровод «Волхов – Мурманск – Белокаменка». 

По информации вице-премьера РФ Александра Новака, разрабатываются планы в возможно короткие сроки связать газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» друг с другом, а также с Единой системой газоснабжения. Помимо экспортных потоков это позволит расширить программу газификации в восточных регионах страны.

По информации заместителя председателя правительства – полномочного представителя президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, за последние годы в этот российский макрорегион привлечено более 3,4 трлн рублей инвестиций, построено 673 предприятия, создано более 125 тыс. высокооплачиваемых и высококвалифицированных рабочих мест. К 2030 году ожидаемый объем инвестиций может составить 10,5 трлн рублей, из которых 8 трлн уже обеспечены соглашениями с инвесторами. 

В ДФО реализуются крупнейшие инвестиционные проекты: создание и развитие судостроительного комплекса «Звезда», Удоканского горно-металлургического комбината, Амурского газоперерабатывающего и Амурского газохимического заводов. Изменения, произошедшие в последние годы в развитии Дальнего Востока, связаны с разворотом экспортных поставок России на Восток. Это существенно увеличило нагрузку на БАМ, Транссиб и на морские порты. Объем заявок только дальневосточных грузоотправителей на погрузку в прошлом году вырос на 70%. 

Принят план развития Северного морского пути: строятся ледоколы, создается спутниковая группировка. Для повышения инвестиционной привлекательности макрорегиона предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры, запланированы программы компенсации затрат на НИОКР, снижения тарифов на электроэнергию и многое другое. 


Фото: Вероника Горбова / GeoPhoto


Арктические транспортные коридоры в Азию

Согласно планам, китайская компания NewNew Shipping Line поставит 8-10 контейнеровозов на открытую в этом году арктическую линию. Экономия времени в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (из Петербурга в Шанхай и обратно) составляет до 20 суток. 

«Русатом карго» (Росатом) совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики будут развивать в Мурманской области Западного транспортно-логистический узел для контейнерного транзита, мощностью в 10 млн т в год. Компания «НОВАТЭК» с января 2024 года начнет коммерческие отгрузки с проекта «Арктик СПГ 2», ежемесячно планируется отправлять по СМП до 3-5 поставок сжиженного природного газа на экспорт. Уже к концу следующего года, когда заработает вторая линия завода – поставки вырастут вдвое, а в 2026 году в эксплуатацию будет введена третья линия производства СПГ. 

Строящийся в Мурманской области порт «Лавна» после запуска сможет отгружать до 2 млн т угля в год, а в перспективе – от 4 до 18 млн т угля в год (согласно РЖД).  Для этих перевозок ГТЛК строит флот балкеров ледового класса. Компании реализуют масштабные планы расширения экспортных мощностей для поставок углеводородного сырья. Может ли им что-то помешать?



Фото: Kinsey W / Unsplash


Новый технологический уклад

Климатическая повестка, электромобилизация и развитие новых технологий, основанных на применении возобновляемой энергетики и водорода, с каждым годом все больше определяют промышленное развитие азиатских стран. 

На круглом столе «Климатические цели бизнеса: пределы возможностей» на ВЭФ со стороны бизнеса и власти прозвучали оценки стратегий российских компаний в контексте разворота на Восток. По мнению аналитиков Газпромбанка, «зеленая» повестка на Востоке быстро трансформируется, вскоре российские экспортеры могут столкнуться с жесткими стандартами и требованиями. 

Среди обсуждаемых трендов можно отметить декарбонизацию производства стали, цемента и бетона. Эксперты Сбербанка отмечают нарастание регуляторных требований в странах-партнерах РФ по БРИКС, прежде всего, в Китае, Бразилии и ЮАР. 

«Пора привыкать, что климатическая политика – это глобальный тренд, а не европейская забава. Сейчас Китай выступает главным драйвером этой повестки», – отметил Игорь Макаров из ВШЭ.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике