Россия и Китай объединяются без США

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
11 Мая, 2020, 08:55
Россия и Китай объединяются без США
Фото: abcnews.com


Российско-китайское сотрудничество в Арктике

Американский Центр циркумполярных исследований вновь обратился к теме российско-китайского сотрудничества в Арктике.

За последние двадцать лет Китай стал одним из самых успешных азиатских партнёров для России, и это партнёрство распространяется на арктическое направление. Успех совместных проектов «Ямал СПГ и «Арктик СПГ-2» привели к серьёзному укреплению двустороннего сотрудничества.

Российская Арктика неразрывно связана с развитием российского Дальнего Востока. Северный морской путь вдоль циркумполярного побережья увеличивает транзит грузов по морю и сибирским рекам и помогает связать ранее недоступные и малонаселенные территории.

Для Китая арктическая логистика также обещает придать новый импульс экономически отсталым северо-восточным провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь. Обе провинции сотрудничают с северными и дальневосточными регионами России и стремятся закрепить свою роль в северной части Великого шелкового пути.

Российско-китайское партнёрство в Арктике остаётся частью общей системы двусторонних отношений. Арктика, благодаря серии совместных заявлений двух сторон, была включена в перечень важных, приоритетных сфер сотрудничества. В этом же контексте обсуждаемое сопряжение Евразийского экономического союза и инициативы «Пояса и пути» с её полярной веткой также формирует новую площадку для реализации арктических проектов. Кроме того, сотрудничество в Арктике связано с пограничными отношениями между двумя странами. Так, проекты международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» в Приморском крае, которые призваны связать логистические пункты Китая и России на Дальнем Востоке, оказываются встроенными в логистику, ориентированную на доставку грузов по Северному морскому пути.

Всё вышеперечисленное создаёт политические рычаги для развития сотрудничества в Арктике.

Наследие двусторонних отношений сказывается и на сотрудничестве в Арктике. Казалось бы, совершенно справедливо, что для России и Китая сотрудничество в Заполярье не имеет исторических прецедентов. За исключением некоторых экзотических примеров, как, например, деятельность российско-американской компании, которая в свое время включала доставку китайских товаров на Аляску, странам не хватает опыта взаимодействия в регионе.

Тем не менее, в рамках двусторонних отношений стороны применяют ранее освоенные принципы сотрудничества, которые, прежде всего, включают в себя равноправие и независимость друг от друга. Прагматичный подход Китая к Арктике побуждает Россию придерживаться той же позиции. Арктическое сотрудничество неизбежно остаётся балансом интересов между Россией – крупнейшим арктическим государством с развивающейся экономикой, и Китаем – новичком в Арктике, переживающим волну экономического бума.

Институт заключает, что различные подходы к видению Арктики в будущем у России и Китая могут привести к различному правовому толкованию и расхождениям в вопросах стратегического баланса сил в регионе.

Китайско-российские отношения в Арктике носят сложный характер и тесно связаны с целым рядом разнообразных факторов – от внутренних мотивов территориального развития до исторических предпосылок и стратегических интересов. В связи с этим нюансированный подход к анализу может дать более точную и объективную оценку российско-китайских отношений в Арктике.

    

Вашингтон наступает

ВВС США хотят улучшить коммуникационные возможности в арктическом регионе, особенно к северу от 70-й параллели широты, чтобы подготовиться к бою против таких стран, как Китай и Россия. Об этом сообщает американское издание Janes, которое специализируется на военно-стратегическом анализе.

Генерал Терренс О’Шонесси, командующий Северным командованием Вооружённых сил США (NORTHCOM) и Командованием воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), в ходе выступления в Институте авиации им. Митчелла заявил, что традиционные средства связи Пентагона в Арктике выходят из строя и перестают быть эффективным средством коммуникаций. Лишь два объекта коммуникации продолжают работать к северу от 70-й параллели – усовершенствованная полярная система (Enhanced Polar System) и «ЭПС-Рекап» (EPS-Recap). 



фото U.S. Air Force 


Спутники связи, работающие на геостационарной земной орбите, летают по экваториальным маршрутам и не охватывают Арктику. Даже когда связь может быть установлена, она подвержена частому прерыванию и нарушению от обледенения антенн и сильных арктических ветров. Кроме того, обслуживание антенн связи в Арктике сталкивается с трудностями, связанными с суровыми погодными условиями и технической недоступностью некоторых регионов.

В результате сложившейся ситуации Вашингтон отдаёт приоритетное значение наличию надёжных коммуникационных возможностей для арктических операций. Представитель ВВС США Уильям Льюис заявил, что эти системы могут включать в себя спутники на низкой околоземной орбите, наземные радиолокаторы и беспилотные летательные аппараты большой дальности. Так, в планах США – запуск стратегических разведывательных беспилотных летальных аппаратов (БПЛА) «RQ-4 Global Hawk», которые способны находиться в воздухе более 600 часов.

В военном командовании США уверены, что обновление БПЛА новыми моделями «Global Hawk» позволит обеспечить лучшее покрытие связью в Арктике на огромных расстояниях без необходимости использовать ледоколы.


далее в рубрике