Сейчас в Мурманске

15:09 -9 ˚С Погода
18+

Российский северный флот стал самым сильным: зарубежные СМИ об Арктике

Зарубежные СМИ об Арктике

Денис Ивановский
3 марта, 2020 | 11:49

 Российский северный флот стал самым сильным: зарубежные СМИ об Арктике

Подводный флот российской Арктики

Северный флот России – от тяжёлого атомного крейсера «Пётр Великий» до фрегата «Адмирал Горшков» – один из самых современных и совершенных надводных военно-морских флотов в мире. Однако так же нельзя сказать о российском арктическом подводном флоте, который в основном состоит из советских моделей 1980-х гг. и становится всё более дорогим в обслуживании из-за своего старения. Американский журнал The National Interest проанализировал арктические силы Москвы и рассказал о российских военно-стратегических планах в Арктике.

Северный флот России в настоящее время активно модернизирует свои подводные силы. В 2019 году в состав флота вошло несколько транспортных кораблей, а на 2020 год запланирован спуск на воду новых подводных лодок «Князь Владимир» и «Казань».

Вдобавок к улучшению общих характеристик новых кораблей, серия атомных подводных лодок «Борей», к которым и относятся «Князь Владимир» и «Казань», получила критическое обновление российской ядерной триады: новую ракетную систему «Булава». Укомплектованный боеголовкой мощностью 550 килотонн и эффективной дальностью до 10 000 километров, российский военно-морской флот должен стать краеугольным камнем «арктического сдерживания» на ближайшие десятилетия.

Издание также отмечает, что новые подводные лодки поддерживают как стандартный вариант подводной крылатой ракеты «Калибр» для подводных лодок – основного оснащения кораблей на Крайнем Севере, так и более тяжелую и крупную ракету «Калибр-М» с удвоенной дальностью до 4500 км против 1500–2500 км «Калибра».

Поскольку арктический регион всё больше милитаризируется в контексте глобальной конкуренции России и НАТО, неудивительно, что Москва активно инвестирует свои силы и средства в Северный флот. Однако, несмотря на все планы по выпуску новых подводных лодок и крейсеров, The National Interest сохраняет скепсис в отношении такого обновления. Модернизация подводных лодок обходится очень дорого, не говоря уже о более взрослых моделях. Вряд ли Кремль будет готов выделять огромные ресурсы, необходимые для замены каждой подводной лодки советского периода.

Одним из возможных путей коренного обновления российских арктических сил может стать консолидация – укрепление Северного флота модернизированными подводными лодками за счет сокращения его общего подводного состава. Другой путь – глубокая модернизация существующих подводных лодок, что недавно произошло в Тихоокеанском флоте.

Конечно, оба варианта не являются взаимоисключающими. Вполне возможно, что Россия выберет гибридный путь развития, например, массовое производство новых атомных стратегических подводных лодок при одновременном продлении срока службы существующих ударных подводных лодок путём их модернизации.

Запрет на топливо

Международная морская организация согласилась запретить использование и транспортировку тяжелого топлива в арктических водах к 2024 году, однако встретила волну критики со стороны сопряжённых с Заполярьем государств. Об этом сообщает европейское издание Euroactiv

Вопрос о запрете использовать и перевозить тяжёлое топливо уже несколько лет обсуждался в рамках подкомитета Международной морской организации. Государства-члены организации достигли компромисса и согласились на запрет с 1 июля 2024 года. Для арктических держав оставили лазейку – до 2029 года этот запрет не будет распространяться на суда, которые ходят под флагом арктических стран. В первую очередь, такой мораторий удовлетворил Россию. Канада и США, наоборот, поддерживают постепенный точечный запрет на использование арктических вод. 

Кроме этого, в Международном морском совете создана рабочая группа по разработке руководящих принципов по снижению рисков от использования и транспортировки тяжелого топлива в арктических водах, которые охватят вопросы строительства, эксплуатации, бункеровки, инфраструктуры, связи и другие направления.

Как такой запрет скажется на будущем Арктики? Экологические организации, несмотря на полную поддержку принятых решений, не ожидают резкого сокращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в Северном Ледовитом океане и требуют более радикального запрета на использование морских путей.

В то же время, основными «эксплуататорами» Северного Ледовитого океана, перевозящими топливо, являются Россия, Канада и Норвегия. И на эти государства запрет ещё не будет распространяться ближайшее десятилетие, поэтому и воздействие на экологию Арктики в связи с вводимым ограничением будет незначительным. 

Тем не менее, крупные морские компании высказали своё недовольство принятыми решениями. Так, датская компания «Royal Arctic Line» («RAL»), осуществляющая грузовые перевозки в Гренландии, выразила обеспокоенность финансовыми последствиями запрета на использование тяжёлого топлива для компании. Во-первых, «RAL» потребуется перейти от более дешевого топлива к более дорогому ресурсу. Во-вторых, компания больше не будет перевозить тяжёлое топливо на своих кораблях и, следовательно, не сможет использовать этот вид топлива даже при выходе за пределы Арктики на своих маршрутах в Гренландию. 

Дания, как и другие государства, на которых запрет распространится уже в 2024 году, надеется на предоставление исключительных прав на использование и перевозку тяжёлого топлива – аналогичных преференций, полученных арктическими державами. Однако «почти арктические» государства выступают за продление моратория до 2040 года, когда все компании без финансовых потерь смогут перейти на лёгкое, более безопасное топливо.

***

Денис Ивановский

далее в рубрике