«Сделано для Арктики» в Белоруссии
Первые белорусы массово прибыли в Мурманск в начале ХХ века из Витебской и Могилевской губерний для строительства железной дороги от Петрозаводска до Романов-на-Мурмане. Железная дорога нужна была для доставки грузов в ближайший порт Баренцева моря. Потом, в 20-30-е годы в Заполярье ссылали «раскулаченных». В 1933 году создавался Северный флот, где служили призванные в БССР матросы и офицеры. Срок службы на флоте был 5 лет, поэтому многие оставались в Мурманске после ухода в запас. Значительное количество выпускников белорусских ВУЗов и техникумов «распределялось» на Кольский полуостров для освоения Северного морского пути.
В 1938 году командующим Северным флотом стал 32-летний белорус вице-адмирал Валентин Дрозд. Всем известно имя полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта, который родился в Могилеве. В Мурманске во время войны служил народный писатель Беларуси Иван Шемякин. В 1978 году уроженец Витебской области Егор Томко, командир дивизии подводных лодок совершил первый подледный трансатлантический групповой переход и стал Героем Советского Союза.
В наше время этнические белорусы – граждане России проходят срочную службу на кораблях Северного флота «Брест», «Маршал Устинов» над которым шефствует Минский горисполком, подводной лодке «Гродно».
Сейчас в регионе проживает до 40 тысяч белорусов, которые объединены в общественной структуре «Белорусы Мурмана».
В современной новейшей истории белорусское участие в освоении арктических территорий является естественным фоном белорусско-российских отношений и приветствуется сторонами. Региональные структуры обих государств постоянно заявляют о намерении наращивать объемы товарооборота, углублять производственно-кооперативные связи, а также принимать эффективные механизмы поддержки и стимулирования торгово-экономических отношений между субьектами хозяйствования арктических регионов России и Беларуси. Для совместной работы в Арктике, создана универсальная юридическая база, включающая такие площадки как Союзное государство, где для этих целей действует специальный проект Арктика – СГ (Союзное государство), Форум регионов Беларуси и России, ЕАЭС.
Белорусская сторона продолжительное время заинтересована в значительном увеличении поставок в российские северные регионы молочной и мясной продукции, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники, лесных и коммунальных машин, пассажирских автобусов. Для работы тракторов, автомобилей и механизмов необходимо создание сети сервисных центров для обслуживания белорусской техники.
Важным аспектом сотрудничества является возможность регистрации белорусского представительства в качестве резидента Территории опережающего социально-экономического развития, что предполагает обеспечение инвестиционных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, с самое главное – упрощение административных процедур, налоговые и таможенные преференции.
Наиболее активно с Беларусью сотрудничает Мурманская область. Вероятно, это связано с тем обстоятельством, что до 2009 года в Мурманске работало официальное представительство МИД Республики Беларусь. Это позволило создать базу для сотрудничества по многим областям, продолжающим действовать до настоящего времени и занимать весомое место в планах развития региона.
Минск и Мурманск с 2014 года являются городами-побратимыми, однако стороны оценивают сотрудничество как международное и работают в рамках договоров о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь, Минским исполнительным комитетом и администрацией Мурманской области. В белорусских регионах наибольшую активность в сотрудничестве с мурманчанами проявляет Гомель. Сейчас стороны контактируют в рамках договоров между Правительством Мурманской области и Гомельским областным исполкомом, а также Гомельским отделением Белорусской торгово-промышленной палаты, что позволяет белорусам инвестировать в предприятия находящиеся в Заполярье.
В регионе популярны автобусы Минского автозавода. Для работы в условиях Севера транспортное средство было необходимо доработать и установить «северный пакет», который предусматривает мощные отопительные приборы, двойное стекло, вентиляцию и теплый пол.
Сотрудничество белорусских автомобилестроителей из Жодино и потребителей в российском Заполярье привело к необходимости модификации большегрузных белорусских автомобилей.
В 2020 году БелАЗ намерен начать серийный выпуск беспилотных карьерных самосвалов, что позволит значительно упростить процесс транспортировки грузов в Арктике. Изначально на предприятии создали дистанционный управляемый самосвал, работа которого регулируется с удаленного рабочего места. Затем изготовили машину, способную неоднократно повторить первый рейс, сделанный водителем. Сейчас машины прошли тестирование и работают в Сибирской угольной компании. В ближайшее время беспилотные БелАЗы появятся в Апатитах Мурманской области. Карьерные самосвалы грузоподъемностью 136 и 180 тонн в последующем могут быть модернизированы в роботизированные комплексы. Предполагается, что в Мурманскую область будут поставляться комплексы, состоящие из трех карьерных самосвалов, экскаватора, погрузчика и бульдозера белорусского производства. Техника будет управляться из штаба без непосредственного участия человека в производственном процессе.
Для Ковдорского ГОКа Мурманской области, белорусские большегрузные самосвалы переоборудуют для езды не на солярке, а на сжиженном природном газе, что значительно экономит топливо и снижает выброс вредных примесей. Это первый опыт не только для Заполярья, но и для всей России.
Связи северного Северо-Западного региона России и Беларуси не ограничиваются поставкой продуктов питания и техники, большой интерес мурманчан вызывают белорусские дома отдыха и туристические туры в заповедные регионы. Данное обстоятельство делает актуальным наличие прямого авиационного рейса Минск-Мурманск.
Международное сотрудничество не может быть полным без научно-технической составляющей. Мурманский государственный арктический университет МАГУ – ключевой ВУЗ в регионе, сотрудничает с белорусскими коллегами в космических проектах, дистанционного зондирования земли. Совместно с Белорусским национальным техническим университетом занимается проектами в горнодобывающей, горноперерабатывающей отраслях, и в сфере энергетики.
В настоящее время между Минском и Москвой наблюдается очередная волна противоречий, вызванная различными подходами к вопросу формирования цены на углеводородное сырье. Остается надеется, что установленные экономические связи и отношения между людьми не претерпят негативных изменений, для чего необходимо продолжать сотрудничество и развивать его.
***
Сергей Палагин, специально для GoArctic