Сергей Кренц: Развитие Севморпути поддержит российские металлургические компании
Развитие Севморпути позволит реализовать масштабные проекты, которые принесут бюджету порядка 20 трлн рублей.

Развитие Северного морского пути позволит реализовать масштабные проекты, которые принесут бюджету порядка 20 трлн рублей дополнительных поступлений. Такую оценку дал правительства Михаил Мишустин в ходе своего выступления на стратегической сессии по развитию СМП, состоявшейся 6 июня 2022 года. По словам премьер-министра, эффект мультипликатора позволит получить до 30 рублей на каждый рубль, вложенный государством в арктическую магистраль. На развитие СМП в ближайшие 13 лет будет израсходовано около 2 трлн рублей, около 0,6 трлн из них предоставит федеральный бюджет. О реализации потенциала Северного морского пути, его ключевых заказчиках и перспективах рассказывает эксперт ПОРА Сергей Кренц, заместитель директора Центра арктических исследований и проектов, работающего на базе РАНХиГС Санкт-Петербург.
Северный морской путь – это единственный доступный водный маршрут, соединяющий Дальневосточный регион с Центральным и Северо-Западным. Также это кратчайший путь между Европой и Азией. Это один из самых важных логистических коридоров России.
Сроки летне-осенней навигации на СМП – ровно пять месяцев. За это время в 2022 году было выполнено 100 ледокольных проводок, кроме того, 30 судов прошли маршрут самостоятельно, при информационном сопровождении «Главсевморпути». Наиболее благоприятным для плавания в акватории СМП оказался сентябрь. Самое интенсивное судоходство было отмечено в Карском море – Обской губе и Енисейском заливе. Больше всего работы было у газовозов и танкеров, нашлась она и для сухогрузов. По данным «Росатома», основу потока составили грузы нефтегазовых инвестиционных проектов: нефть и нефтепродукты – 7,2 миллиона тонн, СПГ и газоконденсат – 20,5 миллионов тонн. Генеральные грузы составили 4,2 миллионов тонн, угля было перевезено 0,3 млн тонн, а рудоконцентрата – намного меньше, 43,5 тысячи тонн.
Развитие СМП идёт в соответствии с планом, который был утвержден в августе 2022 года и рассчитан до 2035 года. В план включены более 150 мероприятий, направленных на создание инфраструктуры СМП, обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также стимулирование реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. Основная доля инвестиций придется на частные средства.
Благодаря освоению транспортного коридора повысится транспортная связанность самых труднодоступных территорий страны, сформируется новая экономика Арктики.
Программа включает в себя строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке. Также намечено строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.
Прежде всего от развития СМП выиграют предприятия, связанные с судостроительной отраслью, поскольку СМП — это особая акватория, спроектировать и построить суда для которой достаточно сложно. Помимо проектирования и строительства флота, важной компетенцией является моделирование судового трафика в высоких широтах и прогнозирование его изменения в долгосрочной перспективе, что связано со спецификой морей российской Арктики, значительно отличающихся как по ледовым, так и по батиметрическим [то есть связанным с рельефом подводной части водных бассейнов – прим. ПОРА] условиям от морей европейского и североамериканского секторов. Сложная ледовая обстановка, в свою очередь, диктует необходимость проектирования и строительства как широкой номенклатуры судов ледового класса, так и самих ледоколов.
Не случайно отдельный раздел плана посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Кроме этого, предусмотрены сооружение аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.
Помимо того, что СМП как драйвер поддерживает судостроительную промышленность, также он способствует развитию металлургической отрасли, решений в области энергетики, телекоммуникаций. Развитие СМП и смежных отраслей может стать элементом поддержки российских металлургических компанией, в том числе тех, которые находятся под санкциями.